Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Наталья Владимировна Костенко

    Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.
    Закрепление  представлений у  детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе.
    Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.
    Закрепление умения выразительно  рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.
    Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.
    Воспитание уважения  к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_raz.rechi_na_temu_st.gr_.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб-всему голова»

    Цель: закрепление знаний у детей о ценностях хлеба для человека.
    Закрепление  представлений у  детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; что в нашей стране хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе.
    Формирование умения объяснять последовательность этапов выращивания хлеба.
    Закрепление умения выразительно  рассказывать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, называть пословицы.
    Формирование мировоззрения о пользе хлеба и хлебных изделий.
    Воспитание уважения  к труду хлебороба и бережному отношению к хлебу.
    Методические приёмы: игра, беседа, рассказ, художественное слово, поощрение.
    Мотивация: путешествие во времена древнего человека, рассказ о том, как впервые человек узнал о хлебе.
    Оборудование: плакат со словами «Хлеб – всему голова», иллюстрации с полевыми работами по выращиванию хлеба, картинки с хлебными изделиями, самовар  и хлебные изделия, музыкальное сопровождение, атрибуты к дидактической игре: «Как хлеб на стол пришёл? », солёное тесто для лепки;                                  

                                                    Ход занятия

    В: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в котором узнаем много о самом интересном и уникальном чуде света. А что это за чудо вы, сможете ответить, прослушав загадку и отгадав её.

    «Рос сперва, на воле в поле, летом цвёл и колосился,
    А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна в муку и тесто, в магазине занял место.
    Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный, и пушистый,
    Он и чёрный, он и белый, и бывает подгорелый».

    Д: Хлеб.
    В: Правильно, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.
    Прошу всех быть внимательными на занятии, слушать своих товарищей, правильно отвечать на вопросы. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как же впервые хлеб попал на стол к человеку. Послушайте рассказ.

    Как пришёл ты к людям, хлеб? Было это давным – давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и, чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один человек остановился, и стал рассматривать траву, сорвал её, положил в рот и начал жевать. На лице человека появилась улыбка, он радостно стал кричать и созывать своих соплеменников. Это были жёлтенькие зёрна. Каждый унёс с собой по горсти этих зёрен. Так человек впервые узнал о вкусных, питательных зёрнах. Он стал возделывать землю и сеять зерно. Так на свет появилось слово – хлеб.

    В: Ребята, вы сейчас прослушали небольшой рассказ. О чем говориться в этом рассказе?
    Д: О хлебе.
    В: Сразу ли древний человек узнал, что такое хлеб?
    Д: Нет.
    В: Как человек узнал о хлебных зернах?
    Д: Стал жевать траву с зёрнами.
    В: Помогли эти зерна человеку справиться с голодом?
    Д: Да.
    В: А сейчас, я попрошу вас задуматься над тем, что произойдет, если вдруг не станет хлеба, макарон, печенья, булочек и т. д.

    Рассуждения детей. Дети высказывают свои мысли.

    В: Чтобы не настало такое время, мы должны с вами знать и помнить вот эти замечательные слова: «Хлеб – всему голова».
    В: Что выращивают у нас на полях?
    Д: Пшеницу.
    В: Ребята, скажите, когда вы слышите слово хлеб, что вы себе представляете?

    Ответы детей.

    В: Правильно хлебом называют злаковые культуры: ячмень, пшеница, рожь.
    Хлебом называют перемолотые зёрна – муку, печенье, булки, булочки, изделия из муки - это всё хлеб.
    В: А вы знаете, как называют людей выращивающих хлеб?
    Д: Хлеборобами.
    В: Да, этих людей называют – хлеборобами. Нелегок, тяжёл труд людей взрастивших хлеб. Круглый год люди ведут полевые работы для того, что бы собрать богатый урожай.
    В: Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба?
    Д: Комбайнёры, трактористы, агрономы, шофера, повара.
    В: Ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку «Зерно»:

    Посадили мы зерно
    Что же выйдет из него?
    Дождик землю поливает,
    Солнце нежно пригревает.
    Подрастает зернышко,
    Потянулось к солнышку.
    С ветерком оно играет,
    Ветерок его качает.
    К земле низко прижимает,
    Вот как весело играет.
    Потянулся наш росток
    превратился в колосок.

    В: Ребята, скажите, а вы знаете, как вырастить хлеб? Что для этого нужно сделать?

    Дети рассказывают, рассуждают, опираясь на ранее полученные знания.

    В: Молодцы ребята, вы многое знаете о работе хлеборобов.
    А сейчас, я предлагаю вам разделиться на две команды и с вами проведем дидактическую игру: «Как хлеб на стол пришёл? ».

    У меня в руках карточки поэтапного выращивания хлеба. Ваша задача. Разложить их по порядку и составить небольшой рассказ о том, как ваша бригада трудилась на полях, выращивая хлеб. Будьте внимательными.

    Ну, что ж наши команды готовы. Слово первой команде, а вы слушайте внимательно.
    Учащиеся показывают, как они разложили карточки и рассказывают о проводимых работах по выращиванию хлеба.

    В: Молодцы.
    В:  Поэты, писатели, народ сочиняли и писали о хлебе, воспевая нелегкий труд хлебороба. А еще про хлеб и труд народ придумал много пословиц и поговорок, которые мы с вами сейчас и вспомним. Я буду называть начало пословицы, а вы ее продолжите. Будьте внимательны.

    «Терпение и труд всё…. (перетрут) »
    «Есть калачи - не сидеть на (печи) »
    «Глаза бояться, а руки (делают) »
    «Не игла шьет, а (руки) »
    «Всякое дело мастера… .(боится) »
    «Семь раз отмерь, один раз (отрежь) »
    «Поспешишь – людей (насмешишь) »
    «Чай пить – не дрова… .(рубить) ».

    В: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы много знаете пословиц о труде.
    Ребята, как вы понимаете слова пословицы  «Хлеб – всему голова».

    Ответы детей, их рассуждения.

    В: Долгий путь проходит наше зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол пышной, хрустящей булкой, но ведь бывает так, что люди не задумываются о том, как нелегко приходится хлеборобам вырастить этот хлеб. Дети роняют хлеб на пол, наступают на него. Взрослые берут в магазине хлеба больше, чем им нужно для пропитания. А потом засохший хлеб выбрасывают в мусор для пищевых отходов.
    Нужно помнить всем и всегда: хлеба нужно брать столько, сколько может съесть его семья. Ведь во многих странах и в наши дни, есть люди, которые голодают и не могут, есть хлеб досыта.

    В: А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим побыть пекарями, и приготовить из теста вкусную выпечку. Я раздам вам подносы с тестом, и вы слепите по желанию, бублики, баранки, калачи, буханки и подарите их нашим гостям.
    Выставляем свои кулинарные шедевры,
    В: Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.

    Рефлексия:

    В: Ребята, сегодня на занятии мы с вами услышали много нового, интересного и я хочу, чтобы сейчас, каждый из вас сказал, что из услышанного вами на занятии о хлебе вам запомниться, что вы сможете рассказать знакомым, близким и как будете применять полученные знания в жизни.

    Вот и подошло к концу наше занятие, в заключении мне бы хотелось прочитать такое стихотворение:

    «Мне до земли поклониться хочется
    Хлебу, рожденному нашей страной.
    Труд – его имя,
    Мир – его отчество.
    И для народа он самый родной! ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Продукты питания» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

    Конспект занятия по развитию речи на тему:«Продукты питания»(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) Цель: Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить исп...

    Конспект занятии по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам»

    Конспект занятии по развитию речи для средней группы...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова» I младшая группа.

    Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; ...

    Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картинок" для детей 4го года жизни

    Конспект по обучению детей составлению рассказа по серии картинок. На занятии решаются задачи развития связной речи, активизации словаря детей, развития воображения, фантазии, логического мышления....

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»

    Конспект занятия по развитию речи на тему:«Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб всему голова»

    Конспект занятия по развитию речи на тему:«Хлеб всему голова»Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами ...