Главные вкладки

    Обучение пересказу
    консультация по развитию речи на тему

    Эльвира  Степановна  Зухович

    Раскрывается структура  занятий с дошкольниками  по  обучению  пересказу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon metodika_pereskazyvaniya_-_kopiya.ppt208.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Методика обучения пересказу Подготовил : ст. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8комбинированного вида» г. Емвы Э.С.Зухович

    Слайд 2

    Требования для произведений для пересказа 1. Каждое произведение должно учить чему-то полезному. 2.Тексты должны быть доступные по содержанию, близкие опыту детей. 3.Необходимо присутствие знакомых персонажей и мотивы поступков должны быть понятными. 4.Язык произведений должен характеризоваться короткими, чёткими фразами, богатыми, точными

    Слайд 3

    Пересказ проводится 1-2 раза в месяц ( как часть НОД) Педагог составляет перспективный план произведений для пересказа, предусматривая их усложнение, тематическую связь ( в соответствии с ОП ОУ)

    Слайд 4

    Структура занятия по пересказу 1.Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление опыта детей, показ картинки и др) 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются , если произведение уже хорошо знакомо детям!

    Слайд 5

    3.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ 4. Подготовительная беседа (разбор произведения)

    Слайд 6

    Цель беседы: Уточнение содержания (идея, характеристика образов) 2. Привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы) 3. Активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа (Не следует в подготовительной беседе досконально разбирать текст, задавать излишне много вопросов)

    Слайд 7

    5. Повторное чтение , суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушайтесь , как я читаю». 6. Пауза для подготовки детей (несколько секунд) 7. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызываем детей с наиболее яркой речью.

    Слайд 8

    Приёмы пересказа: Образец чтения произведения Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Света? Какое слово в этом предложении главное? и т.п.) Объяснения, указания. 3. Упражнения- индивидуальные и хоровые повторения слов, фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации. 4. Подсказка слова или фразы воспитателем.

    Слайд 9

    5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала –это уточняет идею произведения, создаёт эмоциональный фон для предстоящего пересказа. 6. Совместный пересказ педагога и ребёнка (2-ая мл., средняя гр.) 7. Отражённый пересказ 8. Пересказ по частям 9.Пересказ по ролям (в лицах) 10. Игра-драматизация, инсценировка (можно использовать игрушки, силуэты)

    Слайд 10

    11. Оценка пересказа педагогом. Наиболее развёрнуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1- 2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной , допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «А может быть, лучше…)

    Слайд 11

    Вопросы для педагогов (выбираем ответ) Что такое пересказ? а).Связное развёрнутое изложение литературного произведения. б).Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи. в).Интерпретация литературного произведения. г).Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения 2.Какими должны быть произведения для пересказов? а).Доступными, небольшого объёма, описательного характера. б).Доступными, короткими, эмоциональными. в).Близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с чёткой композицией, высокохудожественными. г).Небольшого объёма, с содержанием, близким по опыту детей, сюжетными, с чёткой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

    Слайд 12

    3.Какие приёмы можно использовать для помощи детям во время их пересказов? а).Зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка. б).Наводящий вопрос, подсказка, копирование речи ребёнка. в).Зачитывание отрывков, показ иллюстраций, указание. г).Наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос.

    Слайд 13

    4. Какой алгоритм построения занятия по пересказу? а). Беседа по поводу предстоящего чтения. Чтение с установкой по произведению. Повторное чтение. Образец пересказа воспитателя. Пересказы детей. б). Подготовка к восприятию текста. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание. Подготовительная беседа Пересказы детей. в).Выразительное чтение (рассказывание произведения) Вопросы по произведению, направленные на его запоминание, осмысление и выделение его выразительных средств. Чтение отрывков по выбору детей. Пересказы детей. г.)Подготовка детей к пересказу. Повторное чтение с установкой на пересказ. Упражнение детей в пересказе.

    Слайд 14

    Какому новому виду пересказа обучаются дети седьмого года жизни? А).Инсценированию произведений. Б).Отражённому пересказу. В).Пересказу от лица героя. Г). Пересказу по частям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение пересказу дошкольников с ОНР (сказка Г.Х.Андерсена "ЁЛКА")

    Данный материал поможет учителям - логопедам в формировании связного высказывания(пересказа) у  дошкольника с ОНР с опорой на сюжетные катинки, а также графические схемы - пиктограммы. Для переск...

    РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

    При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

    обучение пересказу

    пересказ художественной литературы...

    Оптимизация обучения пересказу детей с нарушением зрения

    Раздел: Дошкольная педагогика и психология...

    ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

    Материал предназначен для воспитателей средней группы....

    Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

    Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...