Главные вкладки

    «Зимующие и перелетные птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи на тему

    Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

    Конспект занятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimuyushchie_i_pereletnye_ptitsy.docx25.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    по развитию речи в подготовительной группе

    Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

    Подготовительная к школе группа

    Задачи:

    • Учить детей узнавать птиц на картинках, отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы;
    • Развивать у детей связную речь, наблюдательность, обобщать и классифицировать название птиц одним словом – зимующие, перелетные, учить употреблять слова в правильном роде, числе, падеже; образовывать двусложные прилагательные;
    • Воспитывать интерес к окружающему миру, к птицам, бережное отношение к птицам.

    Словарная работа: зимующие, перелетные, водоплавающие, Красная книга.

    Материал: интерактивная доска, проектор, презентация, картинки с изображением птиц, листочки с заданиями, письмо, карандаши, аппликатор Кузнецова.

    Методы и приемы: беседа, демонстрация презентаций и иллюстраций, объяснение, разъяснение, показ.

    Предварительная работа: разучивание дыхательной гимнастики, чтение загадок.

    Ход НОД:

    1. Организационный момент.

    Перед началом занятия, дети стоят в кругу.

    «Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся».

     – Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

    Сообщаю  тему сегодняшнего занятия «Зимующие и перелетные птицы» и провожу упражнение «Прохлопай птицу по слогам». Называю птиц и прошу каждого прохлопать по слогам названную птицу и сказать, сколько слогов в слове. Ребенок, назвавший и прохлопавший правильно, садится на свое место за стол. Дети садятся за столы и ставят ноги на аппликатор Кузнецова, выполняют упражнение (ноги поднять, опустить-3 раза).

    1. Основная часть.

    – Ребята, сегодня утром, когда я к вам собиралась в детский сад, увидела у себя в почтовом ящике письмо. А письмо мне отправил Старичок-Лесовичок. Но без вас я не стала его читать, так как это письмо было адресовано не только мне, но и вам. Сейчас я вам его прочту.

    «Здравствуйте дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в моем лесу произошел переполох, все птицы забыли, где они живут. Помогите мне моим дружным и красивым птицам найти свои дома. А для того, чтобы им помочь, вам нужно верно расселить птиц по деревьям, разгадать интересные загадки и выполнить все мои задания. Удачи вам мои дорогие!

    С уважением к моим умным помощникам, Старичок-Лесовичок».

    – Ну что, ребята, поможем Старичку-Лесовичку вернуть в свои дома птиц? (Ответы детей) Ведь птицы очень надеются на вашу помощь. Тогда приступим с вами к заданиям. И вот для вас первое задание.

    1) «Верни птиц в свои дома»

    Ребята, перед вами на доске два дерева: одно дерево – летнее, а второе – зимнее. Помогите поселить каждую птицу на свое дерево. И объясните, почему вы поселили ту или другую птицу на то или иное дерево? (Далее дети расселяют птиц по деревьям и отвечают на вопросы)

    Каких птиц называют зимующими? Почему эти птицы могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму? Какие птицы живут у нас круглый год? (Ворона, голубь, воробей) Какие птицы прилетают к нам зимовать? (Синицы, снегири – их так называют, потому что они прилетают с первым снегом.) Ребята, а сейчас обратите внимание на этих птиц. Что это за птицы? Что означает Красная книга? Какие птицы занесены в Красную книгу? (Краснозобкая казарка – перелетная птица, лебедь-кликун – перелетная птица, орлан-белохвост – зимующая птица, журавль-стерх – перелетная птица.) (Водоплавающие (перепонки) обратить на это внимание)

    Ребята, как вы думаете, мы справились с первым заданием? Я тоже так считаю, что мы справились и справились мы хорошо. А теперь давайте поиграем. Второе задание. Я вам покажу птиц, а вы назовете лишнюю птицу и объясните, почему она лишняя.

    2)Игра «Четвертый лишний».

    - Грач, ласточка, воробей, скворец. (Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица)

    - Голубь, ласточка, скворец, гусь. (Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица)

    - Воробей, голубь, ворона, ласточка. (Ласточка, так как она перелетная птица)

    – С этим заданием вы справились хорошо ребята, трудно было? (Ответы детей) Идем дальше. Вот и третье задание ребята. Загадаю я вам загадки, вы внимательно послушайте, и отгадайте о ком идет речь.

    3)Загадки

    • Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном, из травы и глины (Ласточка). Прошу объяснить отгадку.
    • Костюмчик пестрый, носик острый, сам небольшой доктор лесной (Дятел)
    • Очень шустрый, суетливый разговорчивый, крикливый, по дорожке, прыгает чик-чирик! Чирикает (Воробей)
    • Тоненькие лапочки галстук есть у птицы. Кто она? (Синица)
    • Раздается на лугу, чьё-то нежное «ку-ку», это за лесной опушкой, отсчитала год … (Кукушка)
    • Он по пашне свежей ходит, словно в саже весь, носач, дождевых червей находит, возвратившись с юг … (Грач)

    Я вижу, вы очень догадливы, все загадки разгадали. Теперь мы с вами немного отдохнем и выполним гимнастику.

    Зрительная гимнастика (видео)

    Немного отдохнули, а теперь снова в путь. Четвертое задание от Старичка-Лесовичка.

    «Приготовил я вам игру ребята, а игра называется «Один – Много».

    И так слушаем внимательно. Я вам называю слово, обозначающее один предмет, а вы называете это же слово, но обозначающее много предметов. Приведу вам пример: Лист – листья, Карандаш – карандаши.

    4)Игра «Один – Много»

    • Перо – перья
    • Зерно – зерна
    • Крыло – крылья
    • Хвост – хвосты
    • Клюв – клювы
    • Гнездо – гнезда
    • Птица – птицы

    Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей) Конечно, справились, вы ведь у нас очень умные, сообразительные ребята. А вот и пятое задание. В пятом задании вам нужно правильно посчитать.

    5) Игра «1, 3, 5»

    • Одна каркающая ворона, Три каркающих вороны, Пять каркающих ворон;
    • Одна желтогрудая синица, Три желтогрудых синицы, Пять желтогрудых синиц.

    Хоть и маленькое было пятое задание, но довольно сложное. И вы все отлично с ним справились ребята, молодцы. А сейчас мы с вами немножко отдохнем  

    Физминутка

    Руки подняли и помахали –

    Это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает листву.

    Плавно руками помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем

    Крылья мы сложим назад.

    Вот мы с вами отдохнули, размяли ноги и руки. Вы готовы дальше помогать Старичку-Лесовичку? Тогда продолжаем. Итак, шестое задание. В этом задании, ребята, вам нужно составить новое слово.

    6)Дидактическое упражнение «Составь новое слово»

    • У синицы желтая грудка, значит синичка какая?(Желтогрудая)
    • У снегиря красная грудка. (Красногрудая)
    • У сороки белые бока. (Белобокая)
    • У вороны черные крылья. (Чернокрылая)
    • У дятла длинный клюв. (Длинноклювая)

    Ребята, задание было трудное? (Ответы детей) Но вы справились с ним. Молодцы Старичок-Лесовичок  и я очень вами довольны. А вот и последнее, самое трудное задание от Старичка-Лесовичка.

    «Дорогие ребята, вам осталось совсем чуть-чуть, и вы поможете мне спасти моих птиц. Итак, вот и мое последнее седьмое задание для вас. Звуковой анализ слов. Внимательно слушайте и выполняйте без ошибок».

    7)Звуковой анализ слов:

    • Сорока, ласточка, грач, кукушка.
    1. Заключительная часть.

     – Молодцы ребята, сегодня вы помогли Старичку-Лесовичку спасти птиц. Из вас получились храбрые и умные помощники. Ребята, вам понравились задания? Каких птиц мы сегодня с вами вернули в свои дома? Как вы помогаете птицам зимой? Старичок-Лесовичок и я очень гордимся вами. Нам очень понравилось, как вы сегодня отвечали на занятии и выполняли задания. Со всеми заданиями и трудностями вы справились на «отлично». Давайте мы с вами вспомним стихотворение, которые вы учили «Покормите птиц зимой». (Дети читают хором) А за вашу помощь и ум Старичок-Лесовичок награждает вас всех медалями. Спасибо вам за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Зимующие и перелетные птицы"

    Перелетные и зимующие птицы их еда, польза, бережное отношение к птицам....

    Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"

    Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

    Беседа о зимующих и перелетных птицах

    Занятие по развитию речи  в старшей логопедической группе...

    Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)

    Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...

    Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).

    Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....