Игры-запоминалки
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Ткачева Наталья Николаевна

Консультация для родителей "Игры-запоминалки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры - запоминалки40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241

«Детский сад комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Игры-запоминалки для детей»

подготовила  учитель-логопед:                                                                                      Ткачева Наталья Николаевна

2017

г. Кемерово

     Если мы хотим иметь хорошую память, нам необходимо знать, что:

- все люди имеют память;

- память – это функция мозга;

- мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать;

- чем больше память работает, тем она лучше; чем больше данных у нас   в памяти, тем проще запоминать другие.

Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы? Следует знать, что мозг снабжается кровью, как и мышцы. В сутки через него проходит 2000-2200 литров крови. Это около 400 объёмов нашей крови в организме. Движение крови активизируется под влиянием эмоций или интенсивной мозговой деятельности. Оно замедляется во время сна. Эмоция или интенсивная деятельность мозга повышает его температуру на 0,3 градуса. Во время сна она снижается на 0,3 градуса. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит, и хорошую память. Как это сделать?

Один день в неделю (по меньшей мере) нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, т. е. открывать окно на 10-15 минут. Нельзя умственно работать в непроветренной комнате. Избегайте использовать приборы отопления с открытым огнём.

Поговорим о детской памяти. Она также нуждается в развитии. Надо помогать детям развивать свою память. Помогать весело, интересно, незаметно. Помогать им в игре. Таких развивающих детскую память игр множество.

Игра-запоминалка №1.

Предложите ребёнку запомнить 12 слов, произнесённых вами. Важно произносить слова чётко, громко, спокойно (исключить шумовые помехи).

САХАР, РЕКА, КОМНАТА, ОГОНЬ, ЦВЕТОК, ТЕЛЕВИЗОР, УТЮГ, ОСА, АПЕЛЬСИН, СТЕКЛО, БИНТ, КАСТРЮЛЯ

Оцените успех ребёнка: если он запомнил меньше 4 слов, то получает 3 балла; за 4-7 слов – 7 баллов; за 8-11 слов – 9 баллов; за 12 слов, но не по порядку – 15 баллов; за  12 точно и по порядку названных слов – 25 баллов. Пусть ребёнок не огорчается, если набрано небольшое кол-во баллов. Тренировка памяти позволит всё исправить.

А как тренироваться? Как научиться быстро и без ошибок запоминать много слов, да ещё в нужном порядке? В этом помогут «игры – воображалки».

Игра-запоминалка №2.

Итак, в первой игре ребёнок услышал слово «ОСА». Предложите ребёнку закрыть глаза и представить себе эту осу. Только для этого надо сосредоточиться, внушить себе, что он пытается увидеть самую настоящую осу. Надо думать о ней, и она появится в воображении.   Вначале – как пятнышко, потом – как картинка, а потом – как живая. Вот она залетела к вам на кухню на запах сливового варенья. Не маши руками, не привлекай её внимания»! Так можно представить себе и другие предметы из первой игры. В конце игры предложите ребёнку вспомнить все представленные предметы. Оцените его усилия.

Игра-запоминалка №3.

 Вы уже «оживляли» слова, видели предметы и объекты наяву. Но слова можно ещё и услышать, попробовать на вкус, понюхать и потрогать. Вспомните комара. Его можно и увидеть и услышать его тонкий писк.

Мысленно погладьте свою кошку, и её образ возникнет перед вами. Итак, предложите ребёнку потрогать следующие слова: кружка, одеяло, карандаш, мяч.

Предложите ребёнку понюхать слова: мандарин, ландыш, чеснок, огурец.

В конце игры предложите ребёнку вспомнить всё, что он слышал, трогал, нюхал или пробовал на вкус. Теперь оцените его ответы.

Игра-запоминалка №4.

Вы уже знаете, что есть слова, которые можно увидеть, услышать, понюхать и даже попробовать на вкус. Посмотрим на слово «мандарин».

Это слово легко и приятно представить: золотисто-оранжевый фрукт. А это помогает вспомнить и его остро-ароматный запах, и сочный кисло-сладкий вкус. Можно представить, что вы держите его в руках. Мандарин можно даже услышать, если вы нечаянно выпустите его из рук – он мягко и глухо стукнется об пол. Поставьте перед ребёнком  очередную  задачу: представить следующие слова также, как слово «мандарин»: ТИГР, ПОМИДОР, ФИАЛКА, ВИЛКА, МЯЧ, СЛИВА, АРБУЗ. Конечно, если их можно так представить. Ведь есть такие слова, которые не имеют ни вкуса, ни запаха. Предложите ребёнку вспомнить и назвать услышанные и представленные им слова. Подведите итоги.

Игра-запоминалка №5.

Зарядка для памяти. Предложите ребёнку 6 слов для запоминания по порядку: ДЕНЬ, СОЛНЦЕ, ВЕРБЛЮД, ПЕСОК, ВЕТЕР, ВОДА.

Чтобы лучше запомнить эти слова по порядку вместе с ребёнком придумайте и представьте короткий мультфильм, в котором участвуют наши слова.

«Жаркий День в пустыне. Нещадно печёт Солнце. По пустыне топает Верблюд. Кругом – Песок. Дует горячий Ветер. И очень хочется пить. Но где Вода?» После того, как вы придумали этот мультфильм, где играют все слова – актёры, ребёнку будет легко их запомнить. Причём, в мультфильме слова - актёры появляются именно в той последовательности, в какой необходимо их запомнить. Для следующего мультфильма можно предложить такие слова: БИЛЕТ, ЗООПАРК, СЛОН, БАНАН, КЛЕТКА, ВОЛК. Если ребёнок любит рисовать, предложите ему нарисовать свой фильм. А теперь переверните рисунок и предложите ребёнку вспомнить все заданные слова. Оцените следующим образом: менее 4 слов – 2 балла; за 4-5 слов – 4 балла; за все 6 слов, названные не по порядку – 7 баллов; за правильно названные слова в нужном порядке – 10 баллов.

Игра-запоминалка №6.

Хорошей памяти без хорошего внимания не бывает. Если вы не обращаете никакого внимания на те предметы, которые вас окружают, то вы и не запомните их. Как же научить ребёнка быть внимательным,  управлять своим вниманием? Вновь обратимся  к игре. Она называется «Слова – крестики». В ней необходимо запомнить 7 слов по порядку: ЛЕВ, АВТОМОБИЛЬ, ВИНОГРАД, ЦВЕТОК, ЛИНЕЙКА, ИГОЛКА, КНОПКА. Пока взрослый называет слова, ребёнок должен рисовать крестики. Крестиков должно получиться больше, чем слов (на запоминание каждого слова отводится 3-4 секунды, за это время можно успеть нарисовать несколько крестиков). Оцениваем ответ ребёнка: меньше 5 слов – 3 балла; за 5-6 слов – 7 баллов; за все слова, но не по порядку –10 баллов; по порядку – 15 баллов. Если записанных крестиков больше 10, то вы прибавляете 5 призовых баллов.

Игра-запоминалка №7.

Эта игра отличается от предыдущих. Чтобы начать эту игру, необходимо иметь палку (линейку) длиной 40 см. Задача состоит в следующем: поставить палку на ладонь и, пока она стоит, запомнить 7 слов: МИСКА, ЛЕНТА, САПОГ, ВЕЛОСИПЕД, КЕФИР, ГВОЗДЬ, ПУГОВИЦА. Предложите ребёнку представить, что он нанизывает слова на палку.

Оцените запомненные ребёнком слова: меньше 5 слов – 3 балла; за 6 слов – 7 баллов; все слова не по порядку – 10 баллов; по порядку – 15 баллов.

Если играть с ребёнком систематически, а не от случая к случаю, то успех не заставит себя долго ждать.

В игры-запоминалки можно вовлечь всю семью, радоваться успехам друг друга.