Главные вкладки

    Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Жадеева Наталья Валерьевна

    Картотека игр и упражнений для развития речи и коммуникативных способностей. Формирование у дошкольников связной речи и навыков позитивного общения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения для развития речи и коммуникативных способностей

    Словарь.

    1. «Давай искать на кухне слова».

        Взрослый предлагает вычленить из слов: борщ, винегрет, кухонный шкаф, плита и прочее - как можно больше других слов.

    2. «Угощаю»

        Взрослый предлагает вспомнить «вкусные» слова и «угостить» друг друга. Ребёнок называет  «вкусное» слово и «кладёт» на ладонь взрослого. Затем взрослый проделывает то же самое, и так до тех пор, пока всё не «съедят». Можно предложить поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.

    3. «Доскажи словечко».

        Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.

    4. «Подбери слово».

        Взрослый предлагает подобрать к словам-действиям подходящие по смыслу слова-предметы: шить... (платье), штопать... (носки), завязывать... (шнурки), вязать... (шарф).

    Грамматически правильная речь.

    «Приготовим сок».

        Взрослый называет, из каких фруктов или овощей приготовлен сок, а ребенок называет одним словом: из яблок сок... (яблочный), из груш... (грушевый), из слив... (сливовый), из вишни ... (вишневый), из моркови, лимона, апельсина и т. п. А затем наоборот - апельсиновый сок из чего делают и т. д.

    «По дороге в детский сад (из детского сада)».

    1. «Я заметил».

        Взрослый предлагает проверить, кто внимательнее. Называют предметы, мимо которых проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди,

    2.«Упрямые слова».

        Взрослый рассказывает ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кто, пианино, метро): я надеваю пальто; на вешалке висит пальто; я гуляю в пальто; сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. Затем задает вопросы ребенку с использованием неизменяемых слов, при этом следит, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

    3. «Игра с мячом».

        Взрослый называет предметы и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его только тогда, когда в слове услышит звук [ж]. Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо: жаба, стул, ёжик, книга, жук... Аналогично проводится игра с другими звуками: [с], [р], [ш] и т. д.

    4. «Что за предмет?».

        Ребёнок, не вынимая из «чудесного мешочка» предмет, игрушку, называет его, предварительно ощупав. Затем вынимает, убеждаясь в правильности своего определения. В начале игры предмет описывает взрослый: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой». И т. д.

    5. «Угадай игрушку».

        На обозрение выставляются 3-4 знакомые ребенку игрушки. Взрослый обрисовывает игрушку, а ребенок называет, берет и показывает ее.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака.

    6. «Кто больше увидит и назовёт».

        Взрослый сообщает ребенку, что кукла Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Предлагает сделать кукле приятное: описать, как выглядит её платье, какие красивые у нее туфельки, носочки.

    7. «Назови как можно больше предметов».

    Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают (называет только те, что находятся в поле его зрения). Взрослый следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил слова, не повторял. Когда малыш не сможет больше ничего назвать сам, взрослый может задать ему наводящие вопросы: «Что висит на стене?». И т. д.

    8.«Олины помощники».

    Взрослый сообщает ребенку, что у куклы Оли есть помощники. Предлагает определить, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла «идёт» по столу. Взрослый указывает на её ноги:

    - Что это?        (Это ноги.) Они Олины помощники. Что они делают?

     (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)

    Далее взрослый указывает на другие части тела куклы и задает аналогичные вопросы, ребенок отвечает (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...).

    9. «Эхо».

    Взрослый громко говорит: «А-а-а». Ребенок - «эхо» тихо отвечает: «А-а-а». Можно так же использовать сочетание гласных звуков: «ау», «уа», «эа» и т. д.

    10. «Кто больше действий назовёт».

    Взрослый раздает ребенку картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Задача ребенка - подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    •  Что можно сказать о самолёте? (Летит, гудит, поднимается.)
    •  Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, зашивать.)
    •  Что можно сказать о дожде? (Идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше.) И т. д.

    11.«Буратино-путешественник».

    Взрослый предлагает ребенку определить, в каких комнатах дома или на улице Буратино-путешественник побывал: «Зашёл в комнату, где ты засучиваешь рукава, намыливаешь руки, вытираешься». (Ванная комната.) Или: «Зеваешь, отдыхаешь, спишь...» (Спальная комната.)

    Игры с буквами и словами.        

    1.«Буквы вокруг меня».

    Взрослый предлагает ребёнку оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке, например: а - арбуз, б - банка, в - вешалка, г - гардины и т. д.

    2.«Доскажи словечко».

    1. Он и волк, и Дед Мороз,

    И смешит ребят до слёз,

    В прошлый раз был педагогом,

    Послезавтра,- машинист.

    Должен знать он очень много,

    Потому что он... (артист).

    2.Он верен морю, как матрос.

    Предвестник бури... (альбатрос).

    3. Яростно река ревёт

    И разламывает лёд.

    В домик свой скворец вернулся,

    В небе жаворонка трель.

    Кто же к нам пришёл?.. (Апрель.)

    4. Он большой, как мяч футбольный,

    Если спелый - все довольны,

    Как приятен он на вкус,

    И зовут его... (арбуз).

    5.Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей.

    И однажды бегемота

    Вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит,

    Это доктор... (Айболит).

    6.Чтоб тебя я повёз,

    Мне не нужен овёс.

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резины,

    И тогда, поднявши пыль,

    Побежит... (автомобиль).

    7.А водитель спозаранку

    Крутит круглую... (баранку).

    8.Как зовут меня, скажи.

    Часто прячусь я во ржи,

    Скромный полевой цветок,

    Синеглазый... (василёк).

    9.Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полёт

    Наш российский... (вертолёт).

    10.Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В тёплый край не улетаю,

    Здесь, под крышей, обитаю.

    Чик-чирик! Не робей!

    Я бывалый... (воробей).

    11.Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Целый день по пашне вскачь,

    И зовётся птица... (грач).

    12.Михаил играл в футбол

    И забил в ворота... (гол).

    13.Лодки по морю плывут,

    Люди вёслами... (гребут).

    14.Я в любую непогоду

    Уважаю очень воду.

    Я от грязи берегусь –

    Чистоплотный серый... (гусь).

    15.Немытое в рот

    Ни за что не возьмёт.

    И ты будь таким,

    Как чистюля... (енот). 

    16.Эту сказку ты прочтёшь

    Тихо, тихо, тихо...

    Жили - были серый ёж

    И его... (ежиха).

    17.Ну и платье:

    Сплошь иголки,

    Его носят вечно... (ёлки).

    18.Я сижу, едва не плача,

    Очень трудная... (задача).

    19. Крыша в шапке меховой,

    Белый дым над головой.

    Двор в снегу. Белы дома.

    Ночью к нам пришла... (зима).

    20.Не колючий,

    Светло-синий,

    По кустам развешен... (иней).

    21. Кругла, рассыпчата, бела,

    На стол она с полей пришла.

    Ты посоли её немножко.

    Ведь, правда, вкусная... (картошка).

    22.Этот зверь живёт лишь дома.

    С этим зверем все знакомы.

    У него усы, как спицы.

    Он, мурлыча, песнь поёт,

    Только мышь его боится.

    Угадали? Это... (кот)

    23.В реках Африки живёт

    Злой зелёный пароход!

    Кто б навстречу ни поплыл,

    Всех проглотит... (крокодил).

    23.Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно... (карандаш).

    24. На скамейке у ворот  

    Лена горько слёзы... (льёт).

    25.Серый волк в густом лесу

    Встретил рыжую... (лису).

    26.У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из... (лейки).

    27.Заставил плакать всё вокруг,  

    Хоть он и не драчун, а... (лук).

    28.Лейся, дождь весёлый,

    Мы с тобою дружим!

    Хорошо нам бегать

    Босиком по... (лужам).

    29.Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал,

    А, проснувшись, стал реветь.

    Это зверь лесной... (медведь).

    30.Мы щенка в воде и в мыле  

    Два часа мочалкой... (мыли).

    31.Руки мыть пошла Людмила,

    Ей понадобилось... (мыло).

    32.А петух с колючим ёжиком

    Режут сало острым... (ножиком)

    33.Золотой и молодой,

    За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший... (одуванчик).

    34.Он с бубенчиком в руке,

    В сине-красном колпаке.

    Он весёлая игрушка.

    И зовут его... (Петрушка).

    35.Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

    Меня увидишь за версту –

    Зовусь я... (подосиновик).

    36.Портфель у меня

    Не велик и не мал:

    Лежат в нём задачник,

    Букварь и... (пенал).

    37.Я хотел устроить бал,

    Я гостей к себе... (позвал).

    Я взял муки, я взял творог,

    Испёк рассыпчатый... (пирог).

    38. Если всё ты будешь знать,

    То получишь в школе... (пять).

    39.В реке большая драка:

    Поссорились два... (рака).

    40.И в море не купаются,

    И нет у них щетинки,

    А всё же называются

    Они - морские... (свинки).

    41.Верещунья, белобока,

    И зовут её... (сорока).

    42.Чтобы было, где писать,

    В школе нам нужна... (тетрадь).

    43.Он плывёт по простыне,

    Как кораблик по волне.

    Он хозяйкам добрый друг –

    Электрический... (утюг).

    44.Все ребята со двора  

    Малярам кричат... («Ура!»)

    45. Вот пришла и осень,

    И придут метели.

    И с прощальным криком

    Птицы... (улетели).

    46.Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдёт?

    Я и верный мой дружок –

    Красный, маленький... (флажок).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

    На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

    Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

    В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей

    Воспитатель уточняет и систематизирует  представления  детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...

    Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

    Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

    Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей

    Вашему вниманию представлен буклет для родителей, который знакомит их с речевыми играми детей дошкольного возраста....

    Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

    Проект "Создание мультипликационных фильмов как средство развития речи и коммуникативных способностей детей"

    Мультфильм – это сказочный мир, который помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить. В процессе создания мультфильма пе...