Конспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказкам К. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Цель НОД выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_k_i_chukovskogo.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД:

Путешествие по  сказкам

К.И. Чуковского

                                                                                 

                                                                                                Воспитатель:

Курячая Светлана Николаевна

        МБДОУ Д/С №39

        х. Бараниковский

                                 

Тема:  Путешествие по сказкам К. И. Чуковского.

Цель:  Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи:

- систематизировать знания  о литературном творчестве К. И. Чуковского;

- упражнять  в  выразительном чтении стихотворений;

- развивать творческие способности;

- активизировать словарный запас детей.

-формировать умение  анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

- развивать умение  сопереживать героям.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Познавательное развитие:

- уточнить и расширить знания о писателе К. И. Чуковском;

- закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского;

- формировать умение детей по чтению отрывка, узнавать само произведение.

Речевое развитие:

-активизировать словарный запас;

-упражнять в выразительном чтении стихотворений.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение  анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

 - развивать умение  сопереживать героям.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности.

Предварительная работа: чтение сказок; разучивание стихов; рисование  иллюстраций к произведениям; оформление выставки в книжном уголке «Любимый  детский писатель».

Оборудование:   портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, атрибуты к драматизации, выставка детских рисунков произведениям, медали «Юные знатоки», трамвайчик, ушки зайчиков.

Методы и приёмы:

Практические: викторина «Угадайте героев сказки»; отгадывание загадок; дидактические /игры: «Составь картинку», «Составить Петрушку»; физкультминутка.

Словесные: речевая разминка «Мост дружбы»; рассказ воспитателя; использование художественного слова, беседа-диалог; проговаривание чистоговорок;  дидактические  игры: «Доскажи словечко », « Самый умный», «Самый  внимательный».

Наглядные: показ иллюстраций;  книги со сказками  К. И. Чуковского; атрибуты драматизации, выставка детских рисунков по произведениям Чуковского.

Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского;  развивать творческие способности;  чтение стихов наизусть; активизировать словарный запас детей;  пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;        

Форма проведения занятия:  Путешествие по сказкам К. И. Чуковского

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада очень видеть вас. Какое  у вас настроение?  (ответы детей)  Улыбнемся друг другу, создадим хорошее настроение.  Предлагаю вам свою дружбу, давайте соорудим  «Мост дружбы».   Возьмемся за руки, поднимем их вверх.  Вот наш «Мост дружбы».   И с  теплой улыбкой начнем речевую разминку.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА: «Мост дружбы»

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

- Доброе утро! – солнце и птицам,

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждым становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.                        

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в добрую страну сказок и превращений. Путешествовать мы будем по замечательным сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Воспитатель: Может быть,  кто-то знает, кто это?  (показываю портрет). Посмотрите на портрет. Это был удивительный человек. Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов,  смеющиеся светлые глаза и удивительная легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича  Чуковского.  Стихи и сказки он писал для своей маленькой внучки Лялечки. Стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Сказки Корнея Ивановича живут в каждом доме. Сейчас мы послушаем стихотворение о Чуковском, его написал поэт Валентин Берестов.  

Нам жалко дедушку Корнея

В сравненье с нами он отстает

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Не зная самых главных книг.   

Воспитатель:  Посмотрите, что я нашла за дверью (показывает сундучок), а в нем записка: «Кто узнает, из каких произведений Чуковского эти предметы, тот попадет в сказку».  

Предметы:  самовар   (из сказки «Муха – Цокотуха»),  бинт  (из сказки «Айболит»),  сито  (из сказки  «Федорино Горе»),   шар  (из сказки «Путаница»),  телефон  (из сказки « Телефон»),   автомобиль  (из сказки «Путаница»),    ёлка (из стихотворения  «Ёлка»).

Викторина «Угадайте героя сказки».

•        Он лечил всех зверей.  (Айболит)

•        Она нашла денежку и купила самовар.  (Муха – Цокотуха)

•        Он проглотил солнце. (Крокодил)

•        Бабушка, которая не ухаживала за посудой.  (Федора)

•        Он просил шоколада для сыночка.  (Слон)

•        Рыжий и усатый, страшный великан.  (Таракан)

•        Кривоногий и хромо умывальник.    (Мойдодыр)

Воспитатель: Ребята , а сейчас мы с вами  отправимся в путешествие.  Вспомните сказку «Тараканище».   Чтение  отрывка из  сказки «Тараканище».  

«Ехали медведи.  На велосипеде..  А за ними кот Задом на перед.  А за ним комарики  На воздушном шарике. А за ними раки на хромой собаке.  Волки на кобыле львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике.  Жаба на метле…. Едут и смеются, пряники жуют. Вдруг из подворотни  Страшный великан,  Рыжий и усатый таракан!  Таракан, Таракан, Тараканище!  Он рычит и кричит,  И усами шевелит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу!  Проглочу, проглочу, не помилую».   Звери задрожали,  В обморок упали.   Волки от испуга  скушали друг друга.  Бедный крокодил  Жабу проглотил.   А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа».

- На чем ехали герои сказки?   А мы свами превратимся в зайчиков и поедим на трамвайчике,  путешествовать по сказкам Корнея Ивановича.

Первая станция «Мойдодыр»

Воспитатель:  Дети, куда же мы попали.  Кто здесь живет?                      (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации и книжки из произведения К. И. Чуковского  «Мойдодыр», атрибуты.

Воспитатель:  Почему убежало от мальчика одеяло, простыня и пирожки?          (ответы детей)

Воспитатель:  Читает  отрывок  из сказки   «Мойдодыр»    

 «Тут Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,

Умывальникам начальник

И мочалок Командир,

И, целуя, говорил:

- Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то  ты, грязнуля,  Мойдодыру  угодил!»

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А не чистым  трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!»

Воспитатель:   Прежде чем выехать из этой станции, нужно выполнить задание.  Конверт с загадками

Загадки:

1. Гладкое душистое, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. Что это, ребята?  (мыло)


2. Пластмассовая спинка, жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит.                  ( зубная щетка)

3. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.       ( полотенце)

4. Хожу,  брожу не по лесам, а по усам и по волосам.

И зубы у меня длинней. Чем у волков и медведей.               ( расческа)

Воспитатель:  Но нам нужно продолжать путешествие. Зайчики, садимся в трамвайчики, и едем  путешествовать по сказкам дальше. Помахали этой станции, скажите до свидания.  (Проговариваем  чистоговорку « Ту- ту я люблю игру.  Ать – Ать, будем  мы играть».)

                                Вторая станция «Айболит»

Воспитатель:  Дети куда же мы попали?  Кто здесь сидит у нас? А кто к нему пришел?  

  (ответы детей)

Воспитатель:   Для чего нужен градусник,  бинт, аптечка, различные таблетки и сиропы.

Дети:  Чтобы  излечить зверей.

Воспитатель:  Мы с вами поиграем.  Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Добрый доктор ….(Айболит)

- Он под деревом ... (сидит)

- Приходи к нему лечится

И корова, и … (волчица)

И жучок, и … (червячок),

И медведица!

Всех излечит,  исцелит

Добрый ….  (доктор Айболит).  

Воспитатель:  Зайчики посмотрите, что лежит у Айболита в кармане, это конверт.  

Игра « Составить картинку»

Воспитатель:  Какие вы молодцы, внимательные, умеете играть. Спасибо вам за интересную игру.

Чтение отрывка  из сказки «Айболит»:

« И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!»

И пришел к Айболиту барбос:  «Меня курица клюнула в нос!»

 И прибежала зайчиха

И закричала: Ай, Ай! Мой зайчик попал под трамвай!

 Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке.  И ему перерезало ножки.

И теперь он больной,  и хромой  Маленький  заинька мой!»    

Игра «  Самый внимательный»

Воспитатель:    Пока я буду читать строчки из сказок К. Чуковского, нужно посчитать, сколько сказок упоминалось.

- Что такое,  почему?

Ничего я не пойму!

«Федорино Горе»

Таня, Ваня задрожали,

Бармалея увидали!

«Бармалей»

- Вот теперь тебя хвалю я,

Вот  теперь тебя люблю я

«Мойдодыр»

Музыканты прибежали,

 В барабаны застучали

«Муха – цокотуха»

А лихие обезьяны

подхватили чемоданы…

«Тараканище»

Вдруг  откуда-то шакал

На кобыле прискакал

«Доктор Айболит»

И такая дребедень

Целый день      

«Телефон»

Физкультминутка

Бежали мимо речки смешные человечки.    

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Прыгнули на мостик

И забили гвоздик

Потом – бултых в речку.

А где же человечки?    

(Зайчики садятся в трамвайчики и едут дальше.)

Третья станция  «Телефон»

Воспитатель показывает иллюстрации из произведения К. И. Чуковского  «Телефон».

Дети садятся за столом полукругом.   Звонит телефон.

Воспитатель:  У меня зазвонил телефон? Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель:  откуда?

Дети: от верблюда.

Воспитатель: что вам надо?

Дети: шоколада.

Воспитатель: А вы откуда всё это знаете?                        

Дети: из книги К. И. Чуковского  «Телефон».

Чтение отрывка  сказки «Телефон»    

« А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Пастой, не тебе ли  

На прошлой неделе

Я выслал две пары  

Отличных калош?

-Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему  ужину

 Дюжину

Новых и сладких калош!»    

 

Игра «Составить Петрушку»

Воспитатель:  Дети нам снова нужно выполнить задание, и что же здесь приготовили нам?   Составить Петрушку из геометрических фигур, Петрушка состоит из следующих геометрических фигур:

Один треугольник – шляпа;

Один полукруг – лицо;

Один прямоугольник – туловище;

Два маленьких прямоугольника – руки;

Два узких – прямоугольника – ноги.

Перед тем как ребёнок начнет работать, уточните, из каких фигур состоит Петрушка.

Воспитатель:  Путешествие наше продолжается.   Сядем  в трамвайчик, и поедем на следующую станцию.   (Проговариваем чистоговорку  «Ать – ать будем, будем мы играть»).  Почему, здесь все валяется и убежала вся посуда? Какая это сказка? Правильно, это сказка «Федорино горе». Давайте вспомним сказку о Федоре, прочитаем  отрывок из этой сказки .

«Скачет сито по полям,

 А корыто по лугам.

За лопатою метла

 Вдоль по улице пошла.

Топоры-то,  топоры

 Так и сыплются с горы.

Испугалась коза,

Растопырила глаза:

«Что такое?  Почему?

Ничего я не пойму».    

Воспитатель:  Какие вы молодцы, ребята,  посмотрите, здесь спрятано письмо, в котором есть задание. Игра называется «Найди лишний предмет», работаем,  индивидуально по карточкам.

(карточки разложены,  на столе)

 

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель:   Кто это? Ребята,  вы узнали эту старушку?     (появляется Федора,  здоровается с детьми).

Федора:  Сюда ли я попала? Это детский сад? У меня для детей есть одна интересная игра, игра называется  «Самый умный» на знание произведений К. Чуковского.

  • В какой сказке звери самые трусливые?                 (Тараканище)
  • Почему Айболит не мог полететь в Африку?    (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на билет на самолет)
  • Чем болели страусята в сказке «Доктор Айболит»?         (и корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, и голова болит у них, И горлышко болит.)
  • Кто победил злодея в сказке «Тараканище»?                   (Воробей)
  • Чем крокодил тушил синее море?                    (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)

 Федора:  Молодцы вы все!  У меня здесь есть сюрпризы для вас, (Федора раздает детям подарочки).  До свидания, ребята, но мне нужно идти.

Воспитатель:   Очень много интересных сказок и стихотворений у Чуковского, мы с вами познакомимся с отрывком из сказки «Краденое солнце».

Солнце по небу гуляло  и за тучи забежало,  

 Глянул заинька в окно, стало заиньке темно .

А Сороки – Белабоки   поскакали по полям,

Закричали журавлям:  «Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!»  

Наступили темнота, не ходи за ворота:  Кто на улицу попал -   заблудился  и пропал.    

Воспитатель:  Отрывок из произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»

- Муха, муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар   и  купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, все стаканы выпевали,

А букашки -  По три чашки

С молочком и крендельком:

Нынче Муха – Цокотуха Именинница!  

Воспитатель:  На этом наше путешествие по произведениям К. И. Чуковского закончилось. Вы познакомились со многими сказками Чуковского и даже выучили некоторые из них. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту. Чему нас научили  сказки Чуковского?

Дети:  Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Воспитатель:   Ребята вам было интересно сегодня, что вы нового узнали? Какими можете поделиться  впечатлениями с нами.  А сейчас, подойдите к столику и выберите личики. Кому понравилось наше путешествие, поднимите улыбающиеся личики, а кому не понравилось, личики серьёзные.

                                           Список используемой литературы.

  1. Корней Чуковский. Избранное. – М., Астрель, - 2003г.
  2. Воспитатель ДОУ №3 /2011г.
  3. Лазовская К.И.  Вспоминания о Корнее Чуковском / Под ред. К.И. Лазовская, Е.Ц. Чуковская. – М.: Советский писатель, 1983 г.
  4. Лукьянова И. Корней Чуковский / И. Лукянова. – М.: Молодая гвардия, 2009 г.
  5. Чуковская Л. Памяти детства: Вспоминания о К. Чуковском / СПб.: 2001 г.
  6. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: КДУ, 2005 г.
  7. Чуковский Корней Иванович / Энциклопедия «Вокруг света».

                                                     Самоанализ.

Тема:         Путешествие по сказкам К. И. Чуковского

Цель:          Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского

Задачи:

- систематизировать знания  о литературном творчестве К. И. Чуковского;

- упражнять  в  выразительном чтении стихотворений;

- развивать творческие способности;

- активизировать словарный запас детей.

-формировать умение анализировать поступки героев сказки с позиции общих нравственных категорий;

- развивать умение  сопереживать героям;

Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К.И. Чуковского;  развивать творческие способности;  чтение стихов наизусть; активизировать словарный запас детей;  пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность;        

Форма проведения занятия:  Путешествие по сказкам К. И. Чуковского

Контингент воспитанников: подготовительная группа.

                                           

                                                  Заключение

Таким образом, роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, о труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт дошкольника

Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И.Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К.И.Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Конспект открытого занятия по развитию речи.Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки. Задачи:- образовательные задачи:Учить детей слушать и прав...

Конспект занятия по развитию речи "По сказкам К. Чуковского"

Конспект интегрированного занятия по сказкам К. Чуковского...

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Средняя группа

Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. ...

презентация к занятию по развитию речи "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"

презентация к занятию по развитию речи для детей 3-4 лет "Пересказ сказки К. Чуковского "Цыпленок"...

Развитие речи:Слушание сказки К Чуковского "Муха-цокотуха"

Цель: изучить сказку К.И Чуковского "Муха-цокотуха"Задачи:Образовательная: продолжать приобщать детей к художественной литературе.Развивающая:развивать монологическую и диалогическую речь,ра...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки К. Чуковского «Телефон»

Конспект занятий для средней группы, пересказ сказки....

Конспект занятия по развитию речи по сказкам К.И.Чуковского

Конспект занятия по развитию речи по сказкам К.И.Чуковского...