Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе " Путешествие в страну "Сообразилию"".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Панюшкина Раиса Михайловна

·        Закрепить  понятие «звук, слог, слово, предложение»; совершенствовать  навыки звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи. 

·        Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

·        Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

·        Совершенствовать в составлении описательного рассказа по картинке.

·        Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: выявление уровня знаний и умений детей.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить  понятие «звук, слог, слово, предложение»; совершенствовать  навыки звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи. 
  • Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.
  • Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
  • Совершенствовать в составлении описательного рассказа по картинке.
  • Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.

Развивающие:

  • Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи; 
  • Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность; 
  • Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре.
  • Воспитывать умение слушать товарища.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал:  конверт с письмом, картинки с животными, дерево со словами, картинки для игры « Пойми меня», лепестки цветов со словами, полоски для составления предложений по схеме, цветные квадраты (красные, синие, зеленые).

Раздаточный материал:  на тарелочках:

  • полоски для составления предложений по схеме;
  • цветные квадраты (красные, синие, зеленые);
  • цифры от1 до 3;
  • кассы с буквами;

Ход занятия:

- Ой, ребята, посмотрите к нам прилетел шар. Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан).

- Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель читает письмо).

«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас совершить увлекательное и интересное путешествие в страну «Сообразилию».  Вы сможете найти сюрприз, который я приготовил для вас, если пройдёте все испытания. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Я желаю вам удачи! В добрый час! Знайка.

Воспитатель. Вот так сюрприз.  Знайка  прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).  А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.

1 задание: «Где прячется звук [р]?»

- Знайка  оставил для вас загадки. Загадки нужно отгадать и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей).

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.

Воспитатель. Давайте проверим (вывешивается слово).

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ... (Грач)

Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.

Воспитатель. Давайте проверим (вывешивается слово).

Он поёт, гудит, играет
и над тучами летает.
Воет волком за окном
  и пугает перед сном.
А когда устанет  – 
невидимкой станет. (Ветер).       
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Воспитатель. Давайте проверим (вывешивается слово).

2 задание:

- Ребята, посмотрите какое перед вами интересное дерево, вместо листьев – слова, а слова непростые,  а заколдованные.

Игра «Поменяй слоги местами»

Вы слоги местами поменяйте (со-ки-суль, пель-ка, ки-поч, ва- тра, ле-ход-до,цы-пти)

И слова прочитайте  (со-суль-ки, ка-пель, поч-ки, тра-ва, ле-до-ход, пти-цы).

- Ребята, к какому времени года относятся все эти слова? (К весне).

- Если светит солнце, то погода какая?(Солнечная).

- Если дождь?(Дождливая).

- Если ветер? (Ветренняя).

- Если пасмурно? (Пасмурная).

3 задание:

 Игра «Рассели друзей по домикам». 

Возьмите таблички с цифрами 1,2,3. Я буду показывать  картинки с животными.

Ваша задача  определить,  сколько слогов в названии каждого животного. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Если вы ответите правильно то наши друзья доберутся до своего дома. Давайте поможем друзьям? (да). Начали.

Воспитатель показывает картинки с животными. (Ёж, Волк, Медведь, Заяц, Корова, Собака).

Дети определяют количество слогов в данных словах.

-Ребята, найдите лишнее животное. Почему?

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

Бросают” вниз руки…

Грозят указательным пальчиком.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).

4 задание:

Игра: «Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы) с мячом

Город (деревня, село).

Грязь (чистота).

День (ночь).

Правда (ложь).

Тишина (шум).

Белый (чёрный).

Весёлый (грустный).

Ясный (пасмурный, ненастный).

Храбрый (трусливый).

Добрый (злой).

Далеко (близко).

Высоко (низко).

Бежать (стоять).

Веселиться (грустить).

Светлеть (темнеть).

- Ребята, слов очень много и все они звучат по разному и имеют разное значение. Например, есть слова, которые обозначают предметы, действия, признаки. Назовите мне слова, обозначающие предметы, признаки, действия ( дети называют). А теперь следующее задание от Знайки.

 5 задание:

Игра « Пойми меня» ( Знайка хочет узнать можете ли вы описывать предметы). Выходит ребёнок,  берёт картинку и описывает предмет, не называя его. Остальные дети по описанию должны отгадать.

Слова для игр: скворечник, ледоход, подснежник, солнце.

6 задание:

Игра «Ромашка» (Дети должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук. Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых есть мягкий звук). Третий цветок должны составить с серединкой красного цвета (слова, которые начинаются с гласных звуков).

Твёрдый звук: трава, солнце, ласточка, луч, цветок.

Мягкий звук: весна, мяч,  дерево, тень, сирень.

Гласный звук: облако, иволга, апрель, аист, ирис.

-Молодцы вот и собрали букет из цветов.

7 задание: 

Отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла…(Весна).

-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «Весна» (дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

-Составьте предложение со словом «Весна» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения). Сколько слов в этом предложении?    (Пришла долгожданная весна.)

- Ребята, с какой интонацией я произношу это предложение?(Спокойно. В конце ставится точка).

- Как ещё можно сказать? (Поставить вопрос. В конце ставится вопросительный знак.).

-Произнести с радостью, восхищением. (В конце ставится восклицательный знак).

8 задание:  Ребусы 

- Ребята, если мы справимся с эти заданием, то можем найти сюрприз, который приготовил Знайка.  Для этого нам нужно отгадать ребус ( по первым буквам  картинок составляем слово).

Картинки: бабочка, утка, кит, ель, трактор.(слово Букет)

На столе стоит ваза с цветами, а за ним дети находят спрятанный сюрприз.

Итог занятия:

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? А какое вам понравилось больше всего?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Цели: Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; соста...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в лес»

Конспект  итогового занятия  по развитию речи   в средней группе «Путешествие в лес»...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.                «Путешествие на корабле на остров «Знаний».Цели:1....

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по островам знаний"

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по островам знаний"...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весеннее путешествие»

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весеннее путешествие»Цели:1. Закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе, о жизни животных ...