Сказка "Ручеек"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Герасимова Любовь Александровна

Чтение и пересказ сказки с использованием мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказка "Ручеек"345.43 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и пересказ сказки «Ручеек» с использованием мнемотехники.

Воспитатель. Послушайте сказку и постарайтесь ее запомнить. Сказка называется «Ручеек».

        Чтение сказки. Ручеек.

В конце весны, когда стало ярче светить солнце, прошел очень сильный дождик, родился в поле ручеек. В его водах резвились озорные и веселые капельки.

Все вокруг ожило. Появилась первая травка и цветы. Рано утром, когда еще и травка не обсохла, пчелка уже летит на работу – сок с цветов собирать.

- Ручеек, ручеек, ты откуда взялся?

- Буль, буль, буль…  Я не знаю. Я еще маленький.

- Ручеек, ручеек, дай водицы попить.

- Буль, буль, буль… Пей досыта, пожалуйста.

- Спасибо, - сказала пчелка и улетела.

А ручеек глубже стал, еще светлее. Поднялось солнышко выше. Стало в поле совсем тепло. Бежит зайчик – серые ушки. Увидел ручеек и спрашивает:

- Ручеек, ручеек, ты откуда взялся?

- Буль, буль, буль…  Пила из меня пчелка, у нее и спрашивай.

- Дай, ручеек, и мне водицы попить.

- Буль, буль, буль… Пей досыта, пожалуйста.

- Спасибо.

Ускакал зайчик по своим делам. Еще шире стал ручеек, знай, булькает. А солнышко на самый верх поднялось. В поле жарко стало. Идет мимо Маша с корзинкой. Увидела ручеек и говорит:

- Ручеек, ручеек, ты откуда взялся?

- Буль, буль, буль…  Пила из меня пчелка, потом – зайчик-серые ушки, у них и спрашивай.

- Дай, ручеек, и мне водицы попить.

- Буль, буль, буль… Пей досыта, пожалуйста.

- Спасибо, тебе, ручеек, - сказала Маша. И побежала за цветами.

Совсем глубокий стал ручеек.

Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит. Долго так сидел, потом спрашивает:

- А ты откуда взялся?

- Буль, буль, буль…  Пили из меня водицу пчелка, потом – зайчик-серые ушки, потом – Маша с корзинкой.

- Эх, ты, ручеек, всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.

Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у ручейка:

- Можно водицы попить?

- Буль! на всех не напасешься.

Улетела пчелка.

Пробежал зайчик-серые ушки.

- Можно водицы попить?

- Буль! на всех не напасешься.

Подошла к ручейку Маша.

- Можно водицы попить?

- Буль! на всех не напасешься.

Никто больше не приходил к ручейку. Потерялась тропка в траве. Затянула водицу зеленая ряска. Собрался с последними силами ручеек и жалобно забулькал.

- Буль, буль, буль…  Помогите!!! - Буль, буль…

Услышали крик о помощи и пчелка, и зайчик-серые ушки, и Маша, и все, кто в это время мимо проходил, пришли, помогли ручейку освободиться от ряски, расчистили ручеек.

Воспитатель. У меня на доске есть различные фигуры. Этими символами будем обозначать наших героев.

G:\НЕ УДАЛЯТЬ!!! Папки пользователя!\Изображения\2014-10-28\IMG_0655.JPG

- Что появилось первым? (солнышко) Какой фигурой мы обозначим солнышко? (желтый круг) Почему?

- Что было потом? (ручеек) Чем будем обозначать? (синяя волнистая линия) Почему?

- Кто из героев появляется потом? (пчелка) Какой фигурой обозначим? (желтый круг с полосками) Почему?

- А кто из героев появляется после пчелки? (зайчик-серые ушки) Как обозначим? (серый круг) Почему?

- Кто потом? (девочка Маша)  Почему символ красного цвета? (В старину красный цвет символ всего красивого, прекрасного, красна-девица)

- А кто появляется последним? (комар) Почему он черный? (принес зло)

Воспитатель. Ребята, перед вами находится дерево-знаний. На нем есть не только зеленые листочки, но и белые конверты. В этих конвертах находятся схемы. Их я составила, используя вот эти знаки. Сейчас разбейтесь на пары. Возьмите с нашего дерева-знаний любой себе конверт. Откройте его. Посмотрите схему, что вам досталась. Вспомните эпизод о чем он.

Воспитатель. Теперь мы с вами построим живую модель сказки. (Дети выстраиваются парами вдоль, согласно порядку из сказки. Потом поочередно пересказывают сказку по своей схеме.)

Воспитатель. Ребята, вам понравилось сегодня рассказывать сказку? Что вам помогло? (схемы)

Кому было трудно? Легко?

Что было трудным?

Кому было интересно?