картотека проблемных ситуаций для развития речи дошкольников
картотека по развитию речи на тему

Шатилова Надежда Ивановна

картотека условна разделена на мини-блоки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_-_problemnye_situatsii_dlya_razvitiya_rechi.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

игровых проблемных ситуаций

для развития речи дошкольников

ПРОБЛЕМНЫЕ

СИТУАЦИИ

НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Ситуации с огнём.

- В квартире пожар.

Что ты будешь делать? Почему?

 
- Дым в соседней квартире.

Твои действия?

Ситуации с водой.

- Видишь, что кто-то тонет.

Как поступишь?

- В квартире прорвало кран. Ты один дома.

Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Ситуации на транспорте (городском, железнодорожном).

- Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел.

Что будешь делать? Почему?

-  Бабушка села на поезд, а ты остался.

Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуации в лесу.

- Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы.

Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

- Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

Ситуации в уголке «Школа».

-  В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

-  В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!»

Чем может грозить его появление в лесу?

- В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья.

Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

Ситуации по сказкам.

- Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать  доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

- Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

- Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

Ситуации с животными

- Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли напиться?

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома»,

«Свойства материалов»

- Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.        

- В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Фрукты»

- Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли напиться?

Тема:

«Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет.

Что можно сделать.

Тема: « Погодные условия»

- Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

- Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? 

Тема:

«Язык мимики и жестов»

- Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков

Тема: «Средства связи»

- У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Дружба красок»

- Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Тема: « Свойства металлов»

- Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Свойства магнита»

- Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Стороны света»

- Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса

Тема: « Часы»

- Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Объём»

- Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Измерение длины»

- Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

- Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.        

Тема:

«Увеличительные приборы»

- Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Почва»

- Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.         

Тема: «Свойства воздуха»

- Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема:

«Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: « Свойства дерева»

- Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

«Кот в одном сапоге»

- Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

- Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»

- Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Подготовка к празднику»

- Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Рассеянный Петя»

- Решив отправиться в поход, дети договорились, кто, что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

«Открытки для Дины»

- Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»

- У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

 «Корзинки для козлят»

- Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»

- В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
- С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»

- Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

- Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

- ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

- В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

- Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

«Помоги Оле»

- У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы

кота Матроскина»

- Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

-  В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

 ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

- Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
- А я видела, как Рита сломала цветок.
Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации
?

- У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал: «Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно».
Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу? 

- Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
- Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный? 

- Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит: «Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место».
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему?

Как бы ты поступил на месте Андрея.

- Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты? 

- Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?

- Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит: «Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу». Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Венера Рашитовна Наташе? 
Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

- Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе: «Ты предатель».

 Рома обиделся.

 Как ты думаешь, почему?

 - В раздевальной  комнате Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема.

Рита подходит и говорит:
- А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

- Света выходит в раздевальную и громко говорит: «Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой». Почему обиделась Света.

- Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала:
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?

- Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит: «Не нужна мне ваша добавка».
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

- После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.

- Поправьте мне одеяло.

- Я хочу в туалет.

- А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы? 

- Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.

 Никита громко сказал.
- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.

Прав ли Никита?

Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ

НА ТЕМУ

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

«…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

«…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

«…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

«…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

«…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

«…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

СИТУАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Место для прогулки»

Бабушка предложила тебе приехать к ней на выходной день: « Напечём с тобой пирогов, поиграем в новую игру, а потом пойдём на прогулку. Подумай, куда нам лучше отправиться гулять»- сказала она. Какое место для прогулки ты выберешь? Почему?

«В лифте»

Настя со старшим братом Ваней поднимались в  лифте домой. Дети смеялись и в шутку тихонько толкали друг друга. Вдруг Настя подпрыгнула и лифт сейчас же остановился. Что делать?

«Не хочу спать»

Вечером маленькая сестрёнка смотрела мультфильмы и не хотела укладываться спать. « Не хочу спать! Ещё один мультик, только один»,-просила она снова и снова. Подскажи, что делать? Почему?

«Зазвонил телефон»

Опять зазвонил телефон. «Алло,- сказала мама, - вы неправильно набрали номер». Какие-то люди всё время ошибаются и звонят в вашу квартиру. У всех  испортилось настроение, мама нервничает, бабушка сердится, дедушка ворчит. Что делать?

«Алло! Кто дома?»

Зазвонил телефон, и Саша взял трубку. «Алло!» - сказал он. Чей-то голос ответил: «Здравствуй! Где сейчас твои родители? Ты один дома?» Что делать Саше? Почему?

«Звонок в дверь»

Однажды, когда Лиза осталась совсем ненадолго одна дома, в дверь позвонили. «Кто там?» - спросила Лиза. «Откройте, я принёс для вас посылку с конфетами и игрушками», - ответил незнакомый голос из-за двери.

Что делать Лизе?

«Весной на улице»

Никита с ребятами играл на улице. Была весна,

таял снег. Никто не увидел, как Никита оступился, попал ногами в лужу, и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Никите?

«Забытый пакет»

Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть, новый мяч или машина?» - подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет.

Что делать Серёже? Почему?

«Грязные руки»

Таня с мамой возвращались домой и очень проголодались. «Сейчас купим что-нибудь вкусное, - сказала мама, - вот только руки у нас грязные».

Как привести в порядок руки?

Что можно купить и съесть, чтобы не навредить здоровью?

 

«Что поможет быть здоровым»

Мальчик Рома очень хочет научиться играть в хоккей, но зимой он часто сидит дома и не гуляет, потому что

боится заболеть.

Подскажи, что делать Роме?

Что поможет ему быть здоровым?

«Идём в театр»

Вы папой отправились в театр. Театр находиться совсем недалеко от вашего дома. Чтобы добраться до места, можно проехать на метро. А можно пройти по улицам пешком. Какой путь ты выберешь? Почему?

«Зуб заболел»

Мама отвела Никиту к зубному врачу. «Ты очень любишь есть конфеты и пирожные, - сказал врач Никите, - и мало заботишься о своих зубах».

Почему мальчик оказался у врача?

Что делать, чтобы зубы были здоровыми?

«Чужая старушка»

Катя играла на детской площадке с ребятами. Незаметно к ним подошла старушка, в руках она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка, хочешь поиграть с котёнком? У меня в машине есть ещё один такой же, пойдём со мной», - обратилась она к Кате.

Что делать Кате?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...

Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД для дошкольников.

Данная картотека может быть использована в сюжетно-ролевых играх с детьми дошкольного возраста ....

Картотека проблемных ситуаций по финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Картотека проблемных ситуаций по финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...