картотека проблемных ситуаций на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Технология проблемного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № »

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА  

Координационным советом

Протокол № ____

от  «     »              20 ___ г.

Председатель  Совета

________ ________________

    Подпись          расшифровка

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ «Детский сад № »

 ________________

 «___» ___________________20 __ г.

 

 

 

 

 

«КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Методические рекомендации

 

 

                                Составитель:  

                                                    Маркова Г.П. воспитатель,

   

                                       

 

 

 

г. Усолье-Сибирское   2016 г

«КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………2

АКТУАЛЬНОСТЬ  ……………………………………………………………………………...2

ПРОБЛЕМА……………………………………………………………………………………...2
ЦЕЛЬ……………………………………………………………………………………………...3

ЗАДАЧИ………………………………………………………………………………………….3

ПРИНЦИПЫ……………………………………………………………………………………..3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………………………………4

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ ………………………………………………………...4

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МБДОУ…………………………………..5

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МБДОУ………………………………………………………………………….6

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………………..23

ЛИТЕРАТУРА …………………………......................................................................................33

                                                                          Один учитель преподносит истину,

Хороший  –  учит ее находить.

А. Дистервег

 

ВВЕДЕНИЕ 

АКТУАЛЬНОСТЬ: 

В наше время ребёнок должен быть не исполнитель, а творческая личность с активной, жизненной  позицией, с  собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания.  Ребёнка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребёнок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать своё предложение. Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Следует  поощрять  детей к спору, сомнению.

На  мой  взгляд,  максимально подходящей для развития этих качеств,  является технология проблемного обучения. Актуальность  использования проблемного обучения заключается в том, что оно доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия. Оно направлено на то, чтобы достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию

Несмотря на то, что технология проблемного обучения достаточно изучена и описана в трудах известных педагогов и психологов, доказана её значимость в развитии познавательных и  творческих способностей детей, она слабо адаптирована в дошкольных образовательных организациях. Поэтому стоит проблема:

ПРОБЛЕМА: Формирование умения решать проблемные ситуации, используя разные варианты  ее решения.

ЦЕЛЬ:  Развитие интеллектуальных способностей, путем решения проблемных ситуаций 

ЗАДАЧИ: 

Образовательные: 

  1. Формировать умение осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений;
  2. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;
  3. Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета;
  4. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.

Развивающие:

  1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;
  2. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки;
  3. Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность;
  2. Воспитывать у детей культуру общения, обучать  умению доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

ПРИНЦИПЫ: 

  1. Принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения;
  2. Принцип научности обучения;
  3. Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
  4. Принцип сознательности;
  5. Принцип прочности запоминания;
  6. Принцип доступности и посильности;
  7. Принцип активности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

Гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления.

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов, и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового действия».

Проблемная задача – специальная дидактическая конструкция, состоящая из условия и вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.)

Проблемное обучение - такая  организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявленным требованием.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником  самодвижения и развития объективного мира и познания.

Технология – способ осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операцией с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С.Н.Данакин)

Технология – практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования для достижения качественных результатов труда (Е.И.Холостова)

Технология – оптимальный способ достижения педагогических задач в заданных условиях (А.М.Кушнир) 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МБДОУ

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МБДОУ

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

В дошкольном возрасте по мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью. Если детей побуждают думать и поощряют их мышление, у них будет желание познавать, узнавать, размышлять.

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Всё это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». (С.Л. Рубинштейн), так как развитие творческого потенциала ребёнка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.

Под проблемным обучением понимается такая  организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Сущность проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу, проблемную ситуацию и предоставляет детям возможность изыскать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Технология проблемного обучения основана на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требуется адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявленным требованием.

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Она создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объектов познания.

Соотношение уровня мышления и действий

Уровень

Определение

Что делает педагог

Что делает ребенок

Знание

Определение и отбор информации

Рассказывает,

показывает,

направляет

Воспринимает

запоминает,

распознает

Понимание

Понимание

предоставленной

информации;

формулирование

проблемы

собственными

словами

Сравнивает, противопоставляет, демонстрирует

Объясняет,

преобразовывает

демонстрирует

Применение

Использование понятий в новых ситуациях

Наблюдает,

помогает,

критикует

Решает проблемы, демонстрирует знания

Анализ

Разбиение информации на связанные части

Направляет,

исследует,

информирует

Разделяет, обсуждает, раскрывает

Синтез

Компиляция информации

Обобщает, оценивает, рассуждает

Обобщает,

формулирует,

планирует

Оценка

Оценивание на основе критериев

Уточняет, допускает, гармонизирует

Дискутирует,

оценивает,

выбирает

Основополагающие вопросы

главные = основные

  1. Всеобъемлющие, фундаментальные, вопросы «большой идеи»
  2. Помогают сконцентрировать внимание на нескольких  разделах  или используются на протяжении длительного периода

Пример: Как меняется окружающий мир?

Что нужно сделать, чтобы изменить мир?

Основополагающие вопросы

  1. Интересен для большинства детей
  2. Мотивирует обучение
  3. Учитывает возрастные особенности
  4. Лаконичен
  5. Не имеет однозначного ответа
  6. Не содержит специальной терминологии
  7. Не может быть риторическим
  8. Вопросительное предложение (зачем, что, как, когда, где, почему)

Проблемные вопросы

Хорошие проблемные вопросы:

  1. Не имеют однозначного ответа
  2. Побуждают исследовать различные идеи
  3. Находятся в рамках учебной темы

    И помогают детям:

  1. Строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений
  1. Сравнивать
  2. Синтезировать
  3. Анализировать

Триада вопросов

  1. Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский»,  не имеющий определенного ответа, служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем, для всего предмета в целом или ряда предметов
  2. Проблемный вопрос  не имеет определенного ответа,  направлен на изучение отдельной стороны вопроса
  3. Учебные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования (образовательной программе) и минимуму знаний ребенка.

Классификация вопросов

По форме

Конвергентные

  1. Закрытые.
  • Ориентированы на проверку фактического знания;
  • Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов;
  • Направляют мысль ребенка на определенное знание.
  • Обеспечивают детей базовыми знаниями для ответов на другие вопросы.
  1. Открытые (кто, что, как, сколько, почему).
  • Строятся на основе фактического знания;
  • Требуют поиска, исследования, размышления перед полным ответом;
  • Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск;
  • Требуют более глубокого обдумывания темы;
  • Побуждают детей конструировать своё знания в процессе ответа на вопрос;
  • Обычно начинаются с ключевых слов, таки как почему и каким образом.
  • Вопросы почему часто требуют рассмотрения отношений между переменными и анализа информации;
  • Вопросы каким образом ведут к решению проблемы и синтезу информации;
  • Вопросы который ведут к продуманному принятия решения, а вопросы что – к рефлексии;
  • Возможно использование других ключевых слов, но реже.

Дивергентные

  1. Риторические – на которые не дается прямого ответа.
  2. Переломные – удерживают беседу в нужном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем.
  3. Для обдумывания (к этой группе относятся и проблемные вопросы).
  4. Парадоксальные.

По содержанию

  • На сравнение (классификацию);
  • Требующие установления основных признаков, понятий и предметов;
  • На установление причинно-следственных связей;
  • Требование подведения частного (особенного) под общее (дедуктивные);
  • Требующие применение общего к конкретному (индуктивные);
  • Проблемные вопросы.

Метод эвристических (ключевых вопросов)

  1. Кто? - субъект
  2. Что? - объект
  3. Зачем? - цель
  4. Где? - место
  5. Чем? - средство
  6. Как? - метод
  7. Когда? - время
  8. Почему? – причины

Типы вопросов и ожидаемые типы мышления

Типы вопросов

Типы ожидаемого мышления

Примеры

На эрудицию

Напоминание или узнавание нового

Дай определение… назови столицу… что сказано в тексте о…

На понимание

Демонстрация понимания, трансформация, преобразование, интерпретация

Объясни своими словами… сравни какова главная идея… опиши, что увидел…

Применение

Информация используется для краткого ответа

Какой принцип продемонстрирован?

Примени правило, способ…

Анализ

Критическое мышление, отождествление причин и мотивов, выводы, основанные на фактах

Что побудило написать?

Основываясь на опыте определи…

Синтез

Дивергентное, оригинальное мышление, личный план, замысел или рассказ

Как лучше назвать? Как можно назвать? Что случилось бы, если…?

Оценка

Оценка достойных идей, мнений, применение стандартов

Какой рисунок ты считаешь лучшим?

Кто прав?

Виды вопросов

Простые

Требуют знания практического материала и ориентированы на работу памяти

Уточняющие

Обеспечивают установление обратной связи с собеседником

Вопросы – интерпретации

Вопросы, направленные на осознание причин тех или иных поступков и мнений

Оценочные

Вовлекают в работу оценочную сторону мышления

Творческие

Направлено на стремление найти новое применение известным вещам

Практические

Требуют каких либо действий, изменений

Информационные

Сбор сведений, которые необходимы, чтобы составить впечатление о чем-либо

Контрольные

Выясняющие слушает ли нас собеседник, понимает ли он нас

Вопросы для ориентации

Задаются, чтобы установить, продолжает ли собеседник придерживаться ранее высказанного мнения или прежнего намерения

Подтверждающие

Задают, чтобы выйти на взаимопонимание

Ознакомительные

Должны ознакомить нас с мнением собеседника

Встречные

Ответ вопросом на вопрос. Встречный вопрос является искусным психологическим приемом

Альтернативные

Эти вопросы предоставляют собеседнику возможность выбора

Однополюсные

Это повторение вопроса собеседника в знак того, что вы поняли о чем идет речь. Результат двоякий: собеседник видит, что вы его поняли, а у вас есть дополнительное время на обдумывание

Классификация проблемных ситуаций 

По содержанию неизвестного - Х

  1. Х – цель
  2. Х – объект деятельности
  3. Х – способ деятельности
  4. Х – условие выполнения деятельности

По уровню проблемности

  1. Возникающие независимо от приемов
  2. Вызываемые и разрешаемые педагогом
  3. Вызываемые педагогом, решаемые ребенком
  4. Самостоятельное формирование проблемы и решения

По виду согласования информации

  1. Неожиданности
  2. Конфликта
  3. Предложения
  4. Опровержения
  5. Несоответствия
  6. Неопределенности

По методическим особенностям

  1. Непреднамеренные
  2. Целевые
  3. Проблемное изложение
  4. Эвристическая беседа
  5. Проблемные демонстрации
  6. Исследовательские лабораторные работы
  7. Проблемный фронтальный эксперимент
  8. Мысленный проблемный эксперимент
  9. Проблемное решение задач
  10. Проблемные задания
  11. Игровые проблемные задания

Классификация проблемных ситуаций (М.И. Махмутов)

  1. Недостаточность прежних знаний детей для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;
  2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;
  3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
  4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у детей знаний для его теоретического обоснования.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

                        

  1. Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности;
  2. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  3. Предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций
  4. Побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  5. Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  6. Определяет проблемные теоретические и практические задания,  проблемные задачи

Десять дидактических способов создания проблемных ситуаций

  1. Побуждение детей к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
  2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении детьми учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
  3. Поиск новых путей практического применения детьми того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
  4. Побуждение детей к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
  7. Побуждение детей к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
  8. Ознакомление детей с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
  9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
  10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Правила создания проблемных ситуаций

  1. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации детей.

  1. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей детей, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации детей, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

  1. Проблемная ситуация должна вызывать интерес детей своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных педагогом с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Алгоритм формулирования проблемы

  1. Описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме);
  2. Ее осмысление и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности);
  3. Формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов);
  4. Формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации).

Типы формулировок проблем

  1. Назывные — формулировки, состояние из констатации факта, не содержащего причинно-следственной связи или противоречий, как правило, состоящих только из причинной части, только из следственной части или из части какого-либо противоречия;
  2. Причинно-следственные — формулировки, содержащие четко выраженную причинно-следственную связь;
  3. Антитезные — формулировки, включающие два явления, одновременное существование которых есть нонсенс или признак патологии системы.

Система методов проблемного обучения

Система общих методов 

(наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

 
1. Объяснительно иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемное изложение.
4. Частично-поисковый.
5. Исследовательский метод.

Система бинарных методов

  1. Информационно-репродуктивный.
  2. Информационно- эвристический.
  3. И др.

Бинарные методы

Методы обучения

Методы учения

сообщающий

исполнительный

объяснительный

репродуктивный

инструктивный

практический

объяснительно-побуждающий

частично-поисковый

побуждающий

поисковый

Дидактические способы организации процесса проблемного обучения         (то есть общие методы)

  1. метод монологического изложения;
  2. метод рассуждающего изложения;
  3. метод диалогического изложения;
  4. метод эвристических заданий;
  5. метод исследовательских заданий;
  6. метод алгоритмический;
  7. метод программированных заданий.

Метод монологического изложения

  1. Признаки: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность детей: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
  2. Основные функции: а) передача детям готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; б) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; в)совершенствование репродуктивного мышления.
  3. Правила: 1) сообщить детям учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2)выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3)показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие); 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
  4. Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др.

Показательный метод обучения

  1. Признаки: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; 3) показываются способы решения практической проблемы.
  2. Функции: формирование у детей понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.
  3. Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; 2-4 правила те же, что и у монологического метода.
  4. Способы применения: в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах.

Диалогический метод

  1. Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному детям материалу. Педагог может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет педагог.
  2. Основные функции: раскрытие новых понятий и способов деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение детей к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.
  3. Правила: 1) в ходе сообщающей беседы создавать (по возможности) проблемные ситуации; 2) привлекать детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, обоснованию гипотезы и ее доказательству; 3) контроль и оценку производить по уровню активности участия детей в сообщающей беседе и решении учебных проблем.
  4. Способы применения: Работа диалогическим методом осуществляется в форме беседы на занятиях изучения нового материала; обобщения и систематизации знаний.

Эвристический метод

  1. Основные признаки: организация педагогом изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются детьми с помощью педагога.
  2. Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение детей приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.
  3. Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой детей (участие в эвристической беседе - задавание детям встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); 2) педагог преднамеренно создает проблемные ситуации, дети должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3) оценивается в основном умение применять ранее полученные знания, умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, овладение способами деятельности.

Исследовательский метод

  1. Основные признаки: педагог организует самостоятельную работу детей по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения детьми заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)
  2. Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение детьми  новых знаний и способов действий, стимулирование появления у детей новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
  3. Правила: 1) педагог, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает детям самостоятельную работу по решению учебной проблемы;        2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению педагог побуждает детей к учебной деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

Алгоритмический метод

  1. Основные признаки: устное инструктирование детей; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами детьми.
  2. Основные функции: формирование у детей умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
  3. Основные правила: 1) детей подробно инструктируют как выполнить задание;         2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания дети пользуются предложенным педагогом алгоритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
  4. Способы применения: Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать).

Программированный метод

  1. Основные признаки: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий детям для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
  2. Основные функции: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие индивидуальных способностей.
  3. Правила: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2)включение детей в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.
  4. Способы применения: Программированный метод с внедрением персональных компьютеров занимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения. За счет высоких технических и дидактических возможностей компьютеров этот метод находит применение на занятиях всех видов.

Структура проблемного занятия

основные

структурные элементы занятия

внутренняя часть структуры занятия

  1. актуализация прежних знаний детей;
  2. усвоение новых знаний и способов действия;
  3. формирование умений и навыков.
  1. возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
  2. выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
  3. доказательство гипотезы;
  4. проверка правильности решения проблемы.

Методы проблемно-диалогического обучения

по Мельниковой Е.Л.

Название

Содержание

Результат

1. Постановка  

проблемы

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Осознание противоречия
  • Формулирование проблемы

Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации,  поставленной для разрешения

2. Поиск решения

  • Выдвижение гипотез
  • Проверка гипотез

Решение – понимаемого нового знания

3. Выражение решения

Выражение нового знания научным языком в принятой форме

Продукт – модель, схема, таблица, рисунок, поделка, макет и т.д.

4. Реализация продукта

Представление продукта людям в доступной для детей форме

Реализованный продукт – модель, схема, таблица, рисунок, поделка, макет и т.д.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к

формулированию

учебной проблемы

Прием 1. О фактах Что вас удивило?

Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях Что вас удивило?

Сколько теорий существует (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема занятия?

О чём мы сегодня

будем говорить?

Прием 2. Сколько же в нашей группе мнений?

                  Почему?

Прием 3. Вы сначала как думали?

А как на самом деле? 

Прием 4. Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? Чем это задание не похоже

на предыдущие?

Прием 6.Что вы хотели сделать?

Какие знания применили? Задание выполнено?

Основные методы постановки учебной проблемы

Методы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сходство

Обеспечивают мотивацию детей к изучению нового материала

Различие

Характер учебной деятельности

Обеспечивает подлинно творческую деятельность

Имитируют творческую деятельность

Развивающий эффект

речь

незначителен

Творческие способности

Логическое мышление

Форма возникновения учебной проблемы

Тема занятия

Вопрос для исследования

Обычно формулируется тема занятия

Сравнительная характеристика диалогов

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль

система посильных ребёнку вопросов и заданий, подводящих его к открытию

Признаки

- мысль ребёнка делает скачок к неизвестному

- пошаговое, жесткое ведение мысли ребёнка

- переживание ребёнком чувства риска

- переживание ребёнком удивления от открытия в конце диалога

- возможны неожиданные ответы детей

- почти не возможны неожиданные ответы детей

- прекращается с появлением нужной мысли ребёнка

- не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Побуждающий к гипотезам диалог требует осуществления четырех педагогических действий

  1. Побуждения к выдвижению гипотез
  2. Принятия выдвигаемых учениками гипотез
  3. Побуждения к проверке гипотез
  4. Принятия предлагаемых учениками проверок

Порядок выдвижения гипотез

  1. Последовательный
  2. Одновременный

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

     

 устной                       практической

Общее побуждение

Какие есть гипотезы?

к аргументу/

контраргументу

Согласны с этой гипотезой? Почему?

к плану

проверки

Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

к решающей гипотезе

к аргументу/

контраргументу

к плану

проверки

Сообщение

решающей гипотезы

аргумента/

контраргумента

плана

проверки

Динамика решения учебной проблемы

Последовательный вариант

Одновременный вариант

  1. Последовательное выдвижение гипотез детьми «какие есть идеи?»
  2. Сразу следует проверка каждой гипотезы «вы согласны?» «как это проверить?»
  3. Неоднократное повторение до выдвижения и проверки верной гипотезы -  коллективная работа.

  1. Выдвижение («какие есть идеи?») и сбор всех гипотез детьми.
  2. Организация групповой работы по проверке каждой версии.
  3. Для каждой группы свой побуждающий диалог
  4. При обсуждении: сначала ошибочные версии, потом – правильную.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).

Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвижение гипотез - предположений

Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.

Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность.

IV

Проверка решения

Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска.

Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений.

V

Введение в систему знаний

Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам  организации проблемного обучения.

Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска.

Процесс решения задачи

  1. Осознание проблемы;
  2. Разрешение проблемы (решение задачи);

- расчленение задачи на данное и искомое (осознание имеющихся данных и вопроса);

- выявление зависимости между данными и вопросом. При этом часто возникает необходимость выдвинуть гипотезу и спланировать ее проверку;

  • осуществление решения.
  1. Проверка полученных результатов.

1. Проблемная задача - специальная дидактическая конструкция, состоящая из условия и вопроса (побуждение к действию, задание и т.п.).

2. Особенностью задачи является ее проблемность. Объективная проблемность выражается в противоречивости информации, содержащейся в тексте задачи. Осознание детьми объективной противоречивости этой информации приводит к особому субъективному психическому состоянию, называемому проблемной ситуацией.

3. Потребность выйти из проблемной ситуации побуждает детей к решению задачи. Решение выполняется с различной степенью познавательной самостоятельности.

4. Результатом решения являются либо новые знания, либо новые способы деятельности, либо то и другое.

Что делать, если вдруг…

Заклинило на ошибках

Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы

Идея невразумительна

Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе»

Раз – и в дамки

Если гипотеза одна и сразу верная (сильная группа), «подбросьте «ошибочную идею для проверки

Стойко молчат

Дать подсказку или сразу сообщить  правильную гипотезу (в слабой группе), организовать ее проверку

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ  НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

1.Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

3. Ситуация с огнём. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4.
 Дым в соседней квартире. Твои действия?

5. Ситуация с водой. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

7. Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

10. В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

11. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

12. В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

13. В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

14.  Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

15.  Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

16. Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

 17. Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

18. Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.        

19. Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

20. Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

21. Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

22. Тема: « Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

23. Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

24. Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса

25. Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

26. Тема: «Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

27. Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

28. Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.        

29. Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

30. Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.         

31. Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

32. Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

33. Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

34.Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

35. Тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

36. Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

37. Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

38. Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

39. Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

39.  «Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
40.  «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
41.  «Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
42.«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
43.  «Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
44.  «Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

45.  «Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
46.  «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
47.  «Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
48. «Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
49.  «Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
50.  «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
51.  «Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
52.  «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
53.  Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
54.  ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

55.  В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

56.  Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

57.  В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.  

58.  . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
-А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

59.У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?

60.  .Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?

61.  .Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?

62.  Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.

63.  Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

64.  Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.
Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.
Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Венера Рашитовна Наташе ?
Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

65.  Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
-Ты предатель.
Рома обиделся.
Как ты думаешь, почему?

66.  .Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?

  67.  В раздевальной  комнате Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема.

Рита подходит и говорит.
-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

68.  Света выходит в раздевальную и громко говорит.
- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

69.  .Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит.
- Не нужна мне ваша добавка.
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

70.  После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
-Поправьте мне одеяло.
-Я хочу в туалет.
- А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы?

71.  Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
Никита громко сказал.
-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ:

 Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

 72.   Ситуация.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

73.   Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  74.   Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

 75.    Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

76.    Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

  77.   Ситуация .

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

78.  «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

 79.      «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

 80.  «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

  81.  «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

82.  «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

83.  «…питаться только сладостями

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

СИТУАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Место для прогулки»

Бабушка предложила тебе приехать к ней на выходной день: « Напечём с тобой пирогов, поиграем в новую игру, а потом пойдём на прогулку. Подумай, куда нам лучше отправиться гулять»- сказала она. Какое место для прогулки ты выберешь? Почему?

«Идём в театр»

Вы папой отправились в театр. Театр находиться совсем недалеко от вашего дома. Чтобы добраться до места, можно проехать на метро. А можно пройти по улицам пешком. Какой путь ты выберешь? Почему?

«В лифте»

Настя со старшим братом Ваней поднимались в  лифте домой. Дети смеялись и в шутку тихонько толкали друг друга. Вдруг Настя подпрыгнула и лифт сейчас же остановился. Что делать?

«Не хочу спать»

Вечером маленькая сестрёнка смотрела мультфильмы и не хотела укладываться спать. « Не хочу спать! Ещё один мультик, только один»,-просила она снова и снова. Подскажи, что делать? Почему?

«Зазвонил телефон»

Опять зазвонил телефон. «Алло,-сказала мама,-вы

неправильно набрали номер». Какие-то люди всё время ошибаются и звонят в вашу квартиру. У всех  испортилось настроение, мама нервничает, бабушка сердится, дедушка ворчит. Что делать?

«Алло! Кто дома?»

Зазвонил телефон, и Саша взял трубку. «Алло!»-сказал он.Чей-то голос ответил: «Здравствуй! Где сейчас твои родители? Ты один дома?» Что делать Саше? Почему? 

«Звонок в дверь»

Однажды, когда Лиза осталась совсем ненадолго одна дома, в дверь позвонили. «Кто там?»-спросила Лиза. «Откройте, я принёс для вас посылку с конфетами и игрушками»,-ответил незнакомый голос из-за двери. Что делать Лизе?

«Чужая старушка»

Катя играла на детской площадке с ребятами. незаметно к ним подошла старушка, в руках она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка, хочешь поиграть с котёнком? У меня в машине есть ещё один такой же, пойдём со мной»,- обратиласьона к Кате. Что делать Кате?

«Забытый пакет»

Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть, новый мяч или машина?»- подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет. Что делать Серёже? Почему?

«Что поможет быть здоровым»

Мальчик Рома очень хочет научиться играть в хоккей,

но зимой он часто сидит дома и не гуляет, потому что

боится заболеть. Подскажи, что делать Роме? Что поможет ему быть здоровым?

«Грязные руки»

Таня с мамой возвращались домой и очень проголодались. «Сейчас купим что-нибудь вкусное,- Сказала мама,- вот только руки у нас грязные».

Как привести в порядок руки? Что можно купить и съесть, чтобы не навредить здоровью?

«Зуб заболел»

Мама отвела Никиту к зубному врачу. « Ты очень любишь есть конфеты и пирожные,- сказал врач Никите,-и мало заботишься о своих зубах».

Почему мальчик оказался у врача? Что делать чтобы зубы были здоровыми?

«Весной на улице»

Никита с ребятами играл на улице. Была весна,

таял снег. Никто не увидел, как Никита оступился,

попал ногами в лужу, и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Никите?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
  2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с
  3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.
  4. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.:  «Просвещение», 1968. – 
  5. Васильева  С.В. Формирование мыслительных способностей учащихся через использование методов проблемного обучения http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=78 
  6. Давыдов В.В., Кудрявцев Т. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольного и начального // Вопросы психологии, 1997, №1.
  7. Еремина Е.М., Цукерман Г. А. Истина рождается в споре // Начальная школа, 1987, № 5. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 1996.
  8. Лапыгин Ю.Н.  От проблемной ситуации к проблеме http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1015 14.12.2009
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.
  10. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Вопросы психологии, 1998, № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

Презентация проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Идея проекта   Разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...