Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Иштынгина Елена Владимировна

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по  формированию морфологической стороны речи детей младшего дошкольного возраста .

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает. Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью.

В младших группах работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением речи, основное содержание работы это обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

НОД в младших группах  проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка  белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла). Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол.

Игру «Угадай, чего не стало?» можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не больше двух-трех, чтобы внимание ребенка было направлено на правильное изменение слова.

У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Например, для игры «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик . В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: кто это? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего.

Со временем задание усложняют – ребенок должен ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам. Материал: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, лимон (игрушка, муляжи).

В гости к детям приходит заяц с мешком. Возникает вопрос, что у него в мешке. Зайка достает морковку.

–Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная, вкусная.)

Зайка достает другие предметы.

–Какой огурец? (Длинный, зеленый) Какой помидор? (Круглый, красный, вкусный) Заяц хочет поиграть с ребятами. Он снова прячет все овощи и фрукты в чудесный мешочек, затем опускает лапу в мешочек, находит предмет и, не показывая его детям, дает описание, а дети отгадывают, что это.

Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец)

Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

Если дети отвечают неправильно, педагог выделяет голосом местоимение и окончание прилагательного: оно круглое, красное, он круглый, красный.

Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры-драматизации типа «День куклы».

В игре-драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.

Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает,  играет, поет.

–Что уже сделала кукла? ( спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.)

После того как дети назовут действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, сплясать).

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего возраста. Предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки .В подобных занятиях предусматриваются дидактическая задача, материал, игровые действия, ход игры. Для младших групп игровое правило можно вычленить не всегда.

Например, в игре в прятки дидактическая задача – усвоение предлогов и падежей; игровое действие – игра куклы с детьми: дети прячутся, а кукла их ищет, и наоборот. Игровое правило выражено неярко: кукла начинает искать тогда, когда ребенок правильно выполнил указание взрослого (спрятался за дверь, встал около шкафа).

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картинок, когда дети называют их форму, цвет, величину.

Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы . Практический материал по работе над словарем....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Методическая разработка мастер-класса для родителей по развитию просодической стороны речи детей младшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие ватного шарика»

В разработке раскрыты приемы работы над компонентами просодической стороны речи - сила голоса, темп, ритм, интонация на мастер-классе для родителей....

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого и зависит в большей степени от нормального социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые необходимо начинать с первых дней жизни...

Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

quot;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Быстрое  пополнение  словарного запаса ребенка,Провильное умение строить предложения,Совершенстввование звуковой стороны речи....

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...