Игры по развитию речи для детей средней группы
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

Усова Юлия Владимировна

Словесные и дидактические игры по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_razvitiyu_rechi.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные и дидактические игры

по развитию речи

для детей средней группы

Словесные игры

   1.Игра  «Скажи, что делает и что будет делать потом?»

Цель: учить детей образовывать глаголы настоящего и будущего времени.

Воспитатель показывает картинку и просит ребенка назвать не только то, что делает персонаж, но и то, что он будет делать, его предполагаемые дальнейшие действия.

   Например:

                      Мальчик читает , читал, будет читать

2. Игра «Зима – лето».

- Когда я буду говорить про лето – поднимите веселое солнышко, улыбнитесь, а когда я буду говорить про зиму – поднимите грустное солнышко и сделайте грустное лицо.

          Наступили холода, превратилась в лед вода…

          Весело стрекочут кузнечики.

          Дима пошел в лес за земляникой.

          Под нашей крышей ласточка свила гнездо.

          На рябине, посмотри, как яблоки – снегири.

3. Игра «Бывает – не бывает».

Цель: учить детей быстроте реакции, моментальному просчету ситуации.

Педагог называет ребенку ситуацию и бросает мяч. Он должен поймать мяч лишь в том случае, если названная ситуация правдоподобна. А если такой ситуации в жизни не бывает, то и ловить мяч не нужно.

     Папа ходит на работу.

     Поезд ходит по небу.

     Человек вьет гнездо.

     Почтальон принес письмо.

     В кастрюле варится чашка.

     Петух играет на скрипке.

4. Игра «Договори слово»

Цель: учить детей составлять слово из двух частей, договаривая вторую часть за воспитателем.

            Кни-га              бума-га

            Доро-га             раду-га

            Но-га                 Серь-га

5. Игра «Назови действие».

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку, задавая вопрос: «Что умеет делать кошка?».

Дети отвечают, поймав мяч , - лакать, мяукать, играть, царапаться, ловить мышей, мурлыкать и т.д.

6. Игра «Хлоп – хлоп».

Цель: развивать внимание и фрагментарной памяти.

Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши произнося слова : «Хлоп – хлоп – хлоп!». Затем воспитатель неожиданно останавливается, показывая на какую – либо часть тела и произнося: «Нос!». Дети должны дотронуться рукой до назначенной части тела. Воспитатель может запутать детей, показав на одну часть тела, а назвав другую.

7. Игра «Назови во множественном числе».

Цель: грамматический строй речи: называть предметы и действия в единственном и множественном числе.

- один человек          много людей

- ест                            едят

- пьет                          пьют

- поет                          поют

- танцует                    танцуют

- играет                      играют.

- уходит                     уходят….

8. Игра «Он такой, как…»

Цель: закрепить название животных и их детенышей; учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты.

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и называет качества зверей, а дети должны угадать о каком животном идет речь:

Злой, как…волк

Пушистый, как…заяц

Неуклюжий, как…медведь

Трусливый, как…заяц

Хитрый, как…лиса

9. Игра «Кто что умеет делать».

Цель: учить детей называть слова – действия.

Воспитатель выставляет картинки с изображением животных, просит сказать детей, что умеет делать каждое из них.

Белочка – скачет, прыгает, грызет.

Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко ,ловит мышей.

Собака – лает, сторожит, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Заяц – скачет, прыгает, убегает, грызет морковь.


10. Игра «Закончи предложение».

Цель: учит детей понимать причинные связи между явлениями. Упражнять в правильном подборе слов.

Я надела шубу, чтобы….

Я взяла зонт…

Мы зажгли свет, потому…

Я работаю, чтобы…

Дидактические игры

 

1. Игра «Выполни команду».

Цель: развивать у детей внимание, умение выделять различные признаки предмета.

Воспитатель раздает детям разноцветные флажки четырех цветов: желтый, зеленый, красный, синий.

Затем предложить детям выполнить команды:

- девочка с красными флажками – попрыгать на двух ногах.

- Мальчикам с синими флажками – похлопать в ладоши.

- Детям с зелеными флажками – покружиться и т.д.

2. Игра «Угадай игрушку по описанию».

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на основные признаки.

Воспитатель выставляет перед детьми игрушки или картинки с их изображением, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными. Затем называет признаки какой – либо игрушки, дети угадывают игрушку. Когда все игрушки названы, педагог предлагает загадать игрушку ему.

3. Игра «Что за предмет?»

Цель: Упражнять в узнавании предмета по описанию.

Воспитатель приносит в группу красивый мешочек, в котором лежат разные предметы, из разного материала. Воспитатель по очереди достает предметы из мешочка, называет их, например: «Это мяч. Он круглый, синий, резиновый, легкий, прыгучий». Затем спрашивает детей: «Какой он?».

4. Игра «Что кушает белка на обед?»

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса.

В гости к детям приходит белочка, загадывает детям про себя загадки, читает стихи:

Быстрый маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Почему грибы на елке

На сучках сидят верхом?

Не в корзинке, не на полке,

Не во мху, не под листком.

У ствола и среди веток

На сучках они надеты:

Грузди, рыжики, синявки,

Толстячки – боровички

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов  очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула под кустом,

Точно бойкий  рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Вопросы:

Где живет белка?

Зачем белочка развешивает грибы на сучках?

Где она хранит свои запасы?

В конце делают дети вывод: что кушает белочка на обед?

5. Игра «Скажи какой?»

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Это кубик. Он синий. Он деревянный. Он твердый. Он легкий.

6. Игра «Кто больше увидит и назовет?»

Цель: учить детей обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

В гости приходит кукла Оля и предлагает детям похвалить ее. Дети описывают ее платье, туфельки, носочки, прическу, ее цвет волос и глаз. За правильный ответ кукла будет раздавать детям разноцветные флажки. Кто больше наберет флажков, тот и победил в игре.

7. Игра «Что кушает зайчик на обед?»

Цель: продолжать знакомить детей с обитателями леса.

В гости приходит зайка и загадывает детям загадки про себя, стихи.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Заберется в огород –

И давай над грядкою

Набивать капустой рот,

Грызть морковь украдкою.

Погрызет часок- другой

И стрелой летит домой.

Дети предлагают зайчику различные продукты, а зайка либо принимает их, либо отказывается. В процессе игры выясняется, что любит кушать зайка.

8. Игра «Что напутал Буратино?»

Цель: учить детей выходить из сложных ситуаций: распутывать небылицы и нелепицы.

В гости пришел Буратино, он рассказывает детям небылицы, а дети его поправляют, распутывают небылицы.

- Сегодня утром я ел кашу из гвоздей с молоком. Гвозди были вкусные и хрустящие.

- У меня есть друг утенок. У него синие лапы, зеленый клюв и красный хвост.

- Однажды зимой я собирал в лесу землянику. Она была сочная и спелая.

9. Игра «Разложи картинки».

Цель: упражнять детей в раскладывании сюжетных картинок в определенной последовательности.

Воспитатель показывает серию сюжетных картин с режимными моментами. Дети должны назвать последовательность действий: что зачем следует, и разместить эти картинки в определенной, правильной  последовательности.

10. Игра «Кто что умеет делать».

Цель: учить детей называть слова – действия.

Воспитатель выставляет картинки с изображением животных, просит сказать детей, что умеет делать каждое из них.

Белочка – скачет, прыгает, грызет.

Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко ,ловит мышей.

Собака – лает, сторожит, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Заяц – скачет, прыгает, убегает, грызет морковь.

11. Игра «Кто больше назовет действий».

Цель: учить детей подбирать слова – действия к предметам.

12. Игра «Что где можно делать?».

Цель: учить детей подбирать слова – действия к определенной ситуации.

13. Игра « Найди место в слове», «Замри».

Дети ходят по кругу, воспитатель называет слова. Если дети слышат слово, начинающееся на букву И, они замирают.

Лук, морковь, рак ,сом, иголка, кепка, репка, игрушка.

14. Игра «Кто в домике живет?».

Цель: учить детей называть свое имя в уменьшительно – ласкательной форме, или имя и фамилию.

15. Игра «Весна – осень».

Цель: учить детей дополнять предложение.

-Весной солнышко ласкает, пригревает, а осенью светит, но не греет…..

16. Игра «Ветер – ветерок».

Цель: интонационное выделение звука (ш).

17. Игра «Найди различие».

Цель: упражнять детей в наблюдательности.

18. Игра «Какой предмет лишний?».

Цель: закрепить умение детей назвать обобщающее слово к группе предметов, выделять лишний предмет и относить его к определенному классу.

19. Игра « Весенние и т.д. слова».

Цель: учить детей подбирать слова – определения. Развивать творческое воображение.

Воспитатель называет слова, а дети отгадывают.

Яркое, золотое, теплое, ласковое (солнышко)…….

20. Игра – классификация  « Назови одним словом».

21. Игра «Знакомство с протяженностью слов»

Цель: дать детям понятие о длинных и коротких словах, учить «измерять» слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

Конспект развивающей игры по развитию речи для детей средней группы. Тема. «Спокойной ночи». (интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Здоровье»).

Конспект  развивающей игры по развитию речи для детей средней группы.Тема. «Спокойной ночи».(интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Здоровье»)....

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199547","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  В  СР...

Игры по развитию речи для детей средней группы.

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста. Данная картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.В ц...