Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.
картотека по развитию речи

Картотека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

 «Кто как разговаривает»

Цель:  формировать фонетическую память                                                                   (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает её детёныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

«Что ты слышишь?»

Цель: развивать слух, способность к распознанию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядное пособие: музыкальные инструменты     ( дудочка, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание: воспитатель сажает ребенка на стул к себе спиной: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или производили тот или иной звук. Начинать целесообразно с простого: с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: к бумаге, фольге, перелистыванию страниц книги.                                       Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате,  и издавая звук, справа и слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук. 

«Картинки-загадки»

Цель:  учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядное пособие:   карточки с изображением различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

«Слова»

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

«Смысл слова»

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов:  «велосипед», «нож», «мяч», «шляпа», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осёл», «мех», «алмаз», «лопата», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

«Шаги»

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.                                       Задаётся тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук.                                                                                                                          Шаг можно сделать, назвав нужное слово.                                                               Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

«Похожие слова»

Цель: помочь изучить синонимы,  разные значения одного и того же  слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:                                                                                                 1. Наш котенок веселый (Забавный, смешной, потешный, комичный)                2. Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная)                      3. Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый)                                                                                                                                      4. Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?                            (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

«Закончи предложение»

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.                                                                             Описание: предложить детям закончить предложения:  

Мама положила хлеб…куда? ( В хлебницу)                                                          Брат насыпал сахар…куда? ( В сахарницу)                                                                                 Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? ( В салатницу)      Папа принес конфеты и положил их…куда? ( В конфетницу)                      Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)                           Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)                                            Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)

«Предлоги»

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядное пособие: одноразовая картонная тарелка и кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы.                                              В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др.                                                                                 Ребенок бросает кубик на тарелку.                                                                        Сектор, в который попал кубик, становится игровым.                                                С предлогом игрового сектора ребенок должен придумывать предложение.                                                                                                           Пусть сначала оно будет простым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

Дидактические игры по развитию памяти для детей средней группы

Небольшая картотека игр по развитию памяти...

Дидактические игры по развитию речи для детей подготовительной группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199186","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]«Закончи слово»Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.Ход: Дет...

Дидактические игры по развитию речи для детей старшей группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]"ПОДБЕРИ ПРИЗНАК" Цель: учить согласовывать прилагательные с существите...

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20199547","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  В  СР...

дидактическая игра "Репка" развитие речи для детей второй группы раннего возраста.

дидактическая игра "Репка", "Кто что ест"Развитие речи для детей второй группы раннего возраста....