«Использование речевых игр с движениями для активизации и обогащения словаря детей логопедической группы»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Гостенина Ольга Николаевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostenina_o.n._-_plan.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

 

План по самообразованию

воспитателя МБДОУ №14 «Светлячок»

Гостениной Ольги Николаевны

по теме:

«Использование речевых игр с движениями для активизации и обогащения словаря детей логопедической группы»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по активизации и обогащению словаря детей логопедической группы.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику словарной работы с детьми, имеющих нарушения речи.
  2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе речевых игр с движениями.
  3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  4. Организовать и провести мониторинг по развитию словаря у воспитанников.
  5. Создать условия для активизации и обогащения словаря детей в игровой деятельности, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников с нарушениями речи.
  7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации и обогащения словаря детей дошкольного возраста в процессе речевых игр с движениями.
  8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по активизации и обогащению словаря детей логопедической группы.
  2. Разработан проект по активизации и обогащению словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
  3. Разработан учебно-методический комплект, направленный на коррекцию и профилактику речевых нарушений, а также на активизацию и обогащение словаря дошкольников: дидактические игры, сенсорные игры,  сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей здоровья.

Для  воспитанников:

  1. Ребенок имеет богатый словарный запас, достаточный для того, чтобы выражать свои мысли и желания.
  2. Ребенок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
  3. У ребенка развито умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением.
  4. У ребенка сформированы инициатива и самостоятельность в различных речевых играх с движением.
  5. У ребенка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам активизации и обогащения словаря детей с нарушениями речи

2.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия:

  1. Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013;
  2. Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016;
  3. Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.: Речевое развитие детей 2-8 лет. Методики. Учебно-игровые материалы. – М.: Каро, 2013;
  4. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

- изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию детей с нарушениями речи:

1) Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В.Секачев, 2007;

2) Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика.- М.: Астрель, 2010.

- изучить и осуществить выбор речевых игр с движениями с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:

1) Гуськова А.А.
Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи Издательство: Учитель, 2014
;

2) Скворцова И. Логопедические игры. – М: Олма Медиа Групп, 2013;

3) Омельченко Л. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М: Гном, 2015.

4) Ушакова О.С. Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. – М: Сфера, 2017.

- разработать речевые двигательные  игры на основании методических  пособий:

1) Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016;

3) Буйко В.И. Учимся красиво говорить. Речевые зарядки, чистоговорки. 3-7 лет. – М: Литур, 2016.


3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

- картотеку  «Игры с использованием народного фольклора, направленные на активизацию и обогащение словаря»;

- сенсорные игры, направленные на коррекцию и профилактику речевых нарушений:  «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит?», «Угадай, кто позвал?», «Волшебные картинки» и др.;

- сюжетно-ролевые игры «Поездка в автобусе», «В магазине», «Телефон» и др.;

- дидактические игры и игровые  упражнения, направленные на обогащение и активизацию словаря: «Покажи и назови картинку», «Глухой телефон», «Эхо», «Подбери слово», «Придумай предложение со словами» «Кто больше назовет слов», «Цепочка слов» и др.;

- игровые обучающие ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах» и др.;

- подвижные речевые игры «Цепи кованые», «Краски», «Гуси-гуси», «Эстафета», «У медведя во бору» и др.;

- развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Скажи иначе», «А если бы …» и др.;

- театрализованные игры-спектакли «Как цыпленок хотел вырасти большим», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Репка» и др.;

- конспекты НОД «Волшебные словечки», «Разговор по телефону» и др.;

- развлечения, праздники «В гостях у Азбуки», «Вежливые слова»;

- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развивающие игры с картинками для активизации  словаря», «Роль сюжетно-ролевой игры для обогащения словарного запаса у детей» и др.;

- буклеты, папки-передвижки «Коррекция речи детей с ОНР посредством игр с движениями», «Развивающие игры для детей на кухне».

4.

Проектирование деятельности

- разработка проекта по активизации и обогащению словаря детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности: «Раз словечко, два словечко»;

- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

  1. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды для детей с нарушениями речи

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий «Речевые игры», «Учимся говорить»;

-  развлечений и досугов «Скоро в школу», «Книжкин праздник» и др.;

- мастер-классов «Развивающие речевые игры», «Пальчиковая гимнастика»;

- собраний в клубе «Родительская школа».

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:

- с СОШ: «В гостях у школы», «Первоклассники»,

- с библиотекой: «Мир удивительных историй», «Книжкина неделя», «Учимся читать»;

- со школой искусств: «Путешествие в мир музыки и слов», «Музыкально-литературная  гостиная».

3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные следопыты», «Играем в театр», «Юные поэты», «Здравствуй, книжка»;

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным речевым играм;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение аудиотеки и видеотеки по речевому развитию дошкольников.

4. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- проекта «Раз словечко, два словечко»;

- презентаций «Развитие речевой активности дошкольников посредством игровой деятельности», «Дидактические игры по обогащению словаря детей с ОНР»;

- выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи и обогащения словаря у детей дошкольного возраста»,  «Организация речевой предметно-пространственной среды в  группе»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций «Активизация словаря детей с нарушениями речи посредством сочинения сказок», «Эффективные методы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей».

Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3.  Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  4.  Буйко В.И. Учимся красиво говорить. Речевые зарядки, чистоговорки. 3-7 лет. – М: Литур, 2016.
  5. Губанова  Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  6.  Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи Издательство: Учитель, 2014.
  7. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.
  8.  Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
  9.  Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш.: Речевое развитие детей 2-8 лет. Методики. Учебно-игровые материалы. – М.: Каро, 2013.
  10. Лепская Н.И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М.: РГГУ, 2013.
  11.  Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика.- М.: Астрель, 2010.
  12. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
  13.  Омельченко Л. Игротека речевых игр. Выпуск 13. Магазин. – М: Гном, 2015.
  14.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В.Секачев, 2007.
  15. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  16. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
  17.  Скворцова И. Логопедические игры. – М: Олма Медиа Групп, 2013.
  18. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  19. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  20.  ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http://www.trizminsk.org
  21. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
  22.   Ушакова О.С. Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. – М: Сфера, 2017.
  23. Цветкова Т.: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
  24. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения / Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.  № 8, 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Активизация обогащение словаря детей

Развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли....

Самореализация « Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через

*« Активизация  и обогащение  словаря детей 3-4 лет через...