Активизация обогащение словаря детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Весна-красна»

Цель: активизация обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:

  1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
  2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
  3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи,  вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные фломастеры; 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

I часть.

Воспитатель читает народные припевки:

Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,

Выгляни, солнышко, с утренней поры.

Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую Ягу,

Старую Ягу, ведьму Зиму?

Как она, лютая, от Весны ушла.

От красной бежала,

В мешке стужу несла,

В мешке холод несла,

Холод на землю трясла!

- Ребята о чем говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).

- А как вы думаете, почему автор называет зиму «ведьма, старая Яга»,  а весну – «Красная»?

- Подумайте, а почему ушла «лютая зима»? (Пригрело солнышко, стало теплее).  

- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?

Март-капельник, протальник.

Апрель-водолей, березень.

Май-травень, цветень.

- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт радости и тепла.

II часть.

На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.

- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.

- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).

- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).

- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.

- Догадайтесь, что такое сокодвижение?

Выслушиваю детские предположения и обобщаю:

- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).

- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травой).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

- Конечно, весной. А как вы понимаете слова «День прибывает»? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)

- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).

- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.

- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).

- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)

- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).

- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.

- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).

- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? ( Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся-

Взвился вверх и полетел.                                      (Повторить 2-3 раза)

III часть.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Солнце – солнце

Скворец – скворцы

Гнездо – гнезда

Сосулька – сосульки

Проталина – проталины

Лист – листья

Капель – капель

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т.д.

IV часть.

- Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки – голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).

- Я вам предлагаю заняться необычным делом: с помощью цветных фломастеров на фланелеграфе нужно нарисовать весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группы детей, и договориться о том, кто и что будет рисовать).

Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих «картинок».

Используемая литература:

В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Самореализация « Активизация и обогащение словаря детей 3-4 лет через

*« Активизация  и обогащение  словаря детей 3-4 лет через...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Обогащение, активизация, уточнение словаря детей дошкольного возраста

В психологии выделяют следующие аспекты значения слова:1. Предметная отнесенность слова;2. "Категориальное" или "понятийное" значение слова.Слово может обозначать либо предмет, либ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...