Обогащение, активизация, уточнение словаря детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

В психологии выделяют следующие аспекты значения слова:

1. Предметная отнесенность слова;

2. "Категориальное" или "понятийное" значение слова.

Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение. Слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму:

- существительного (тогда оно обозначает предмет);

- глагола (тогда оно обозначает действие);

- прилагательного (тогда оно обозначает свойство);

- связи - предлога, союза (тогда оно обозначает известные отношения).

Наиболее существенную роль в отражении действительности и переработке информации играет вторая функция слова "категориальное" или "понятийное" значение слова (Л.С. Выготский).

Под значением следует понимать способность слова:

- анализировать предметы;

- выделять существенные признаки предметов;

- обобщать их;

- относить предметы к определенной категории.

А это значит , что слово является еще и клеточкой мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обогащение,

активизация и

уточнение словаря

 детей

Работа с многозначными словами

1.     Объяснение значения слова:

Программная лексика: ЛЕСНОЙ ЗАЙЧИК, СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК, «ЗАЯЦ» В ТРАМВАЕ - ЧЕЛОВЕК БЕЗ БИЛЕТА.

Послушайте   стихотворение.    Объясните   о   каком   зайчике говорится в стихотворении.

Прыгает как мячик        Побежит по стеклу.

Незнакомый зайчик.        И вприпрыжку по стене

Зеркальцем взмахну -        Возвращается ко мне.

(В стихотворении говорится о «солнечном зайчике»)

- Как называют человека, который едет без билета? (ЗАЯЦ)

-  Ответьте на вопрос. Едет зайка в трамвае, Едет зайка и рассуждает: Если я куплю билет, Кто я, заяц или нет?


2. 1). Предметная лексика: КУКОЛЬНАЯ РУЧКА, ШАРИКОВАЯ РУЧКА, ДВЕРНАЯ РУЧКА, РУЧКА СУМКИ, РУЧКА КРУЖКИ.

а)        Ручка - уменьшительно-ласкательное слово руки.

б)        Ручка - часть предмета, за которую держат или берут рукой.

в)        Ручка - письменная принадлежность - палочка, в которую
вставляется стержень.

2).     Нахождение слов:

Покажите, где ДВЕРНАЯ РУЧКА, КУКОЛЬНАЯ РУЧКА, ШАРИКОВАЯ РУЧКА, РУЧКА СУМКИ, РУЧКА КРУЖКИ.

Покажите, где НОСИК У КУКЛЫ, НОСИК У ЧАЙНИКА


3.     Подбор антонимов к многозначным словам:

 СВЕЖИЙ ХЛЕБ - СВЕЖАЯ ГАЗЕТА

 СЫРОЙ ПЕСОК - СЫРОЙ ПОМИДОР


Работа по активизации словарного запаса.

1. Рассмотрите картинку. Составьте предложение. (Мальчик лепит зайчика.)

  • Сколько слов в этом предложении? (Три слова.)
  • Составим схему к предложению.
  • Из скольких прямоугольников будет состоять наша схема? (Из трёх прямоугольников.)

Схемы

  • Из чего мальчик лепит зайчика? (Из пластилина.)
  • Если мы слова «из пластилина» добавим к предложению, тогда какое
    получится предложение? (Мальчик лепит зайчика из пластилина.)
  • Сколько слов прибавилось в предложении? (Два.)
  • Сколько надо добавить прямоугольников к схеме? (Один.)
  • А слово «ИЗ» как обозначим? (Треугольником.)

Схемы


- Составьте к следующей картинке предложение.

Схемы 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...

Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста с нарушением слуха на прогулке

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"«Речевое развитие»...