Обогащение, активизация, уточнение словаря детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В психологии выделяют следующие аспекты значения слова:
1. Предметная отнесенность слова;
2. "Категориальное" или "понятийное" значение слова.
Слово может обозначать либо предмет, либо действие, либо качество или отношение. Слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму:
- существительного (тогда оно обозначает предмет);
- глагола (тогда оно обозначает действие);
- прилагательного (тогда оно обозначает свойство);
- связи - предлога, союза (тогда оно обозначает известные отношения).
Наиболее существенную роль в отражении действительности и переработке информации играет вторая функция слова "категориальное" или "понятийное" значение слова (Л.С. Выготский).
Под значением следует понимать способность слова:
- анализировать предметы;
- выделять существенные признаки предметов;
- обобщать их;
- относить предметы к определенной категории.
А это значит , что слово является еще и клеточкой мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.91 МБ |
![]() | 2.06 МБ |
![]() | 338.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Обогащение,
активизация и
уточнение словаря
детей
Работа с многозначными словами
1. Объяснение значения слова:
Программная лексика: ЛЕСНОЙ ЗАЙЧИК, СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК, «ЗАЯЦ» В ТРАМВАЕ - ЧЕЛОВЕК БЕЗ БИЛЕТА.
Послушайте стихотворение. Объясните о каком зайчике говорится в стихотворении.
Прыгает как мячик Побежит по стеклу.
Незнакомый зайчик. И вприпрыжку по стене
Зеркальцем взмахну - Возвращается ко мне.
(В стихотворении говорится о «солнечном зайчике»)
- Как называют человека, который едет без билета? (ЗАЯЦ)
- Ответьте на вопрос. Едет зайка в трамвае, Едет зайка и рассуждает: Если я куплю билет, Кто я, заяц или нет?
2. 1). Предметная лексика: КУКОЛЬНАЯ РУЧКА, ШАРИКОВАЯ РУЧКА, ДВЕРНАЯ РУЧКА, РУЧКА СУМКИ, РУЧКА КРУЖКИ.
а) Ручка - уменьшительно-ласкательное слово руки.
б) Ручка - часть предмета, за которую держат или берут рукой.
в) Ручка - письменная принадлежность - палочка, в которую
вставляется стержень.
2). Нахождение слов:
Покажите, где ДВЕРНАЯ РУЧКА, КУКОЛЬНАЯ РУЧКА, ШАРИКОВАЯ РУЧКА, РУЧКА СУМКИ, РУЧКА КРУЖКИ.
Покажите, где НОСИК У КУКЛЫ, НОСИК У ЧАЙНИКА
3. Подбор антонимов к многозначным словам:
СВЕЖИЙ ХЛЕБ - СВЕЖАЯ ГАЗЕТА
СЫРОЙ ПЕСОК - СЫРОЙ ПОМИДОР
Работа по активизации словарного запаса.
1. Рассмотрите картинку. Составьте предложение. (Мальчик лепит зайчика.)
- Сколько слов в этом предложении? (Три слова.)
- Составим схему к предложению.
- Из скольких прямоугольников будет состоять наша схема? (Из трёх прямоугольников.)
- Из чего мальчик лепит зайчика? (Из пластилина.)
- Если мы слова «из пластилина» добавим к предложению, тогда какое
получится предложение? (Мальчик лепит зайчика из пластилина.) - Сколько слов прибавилось в предложении? (Два.)
- Сколько надо добавить прямоугольников к схеме? (Один.)
- А слово «ИЗ» как обозначим? (Треугольником.)
- Составьте к следующей картинке предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-401854-1393445968.jpg)
Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/28/picture-136799-1693227541.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.
Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....
Консультация для воспитателей ДОУ: Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...
Обогащение словаря детей дошкольного возраста.
Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-195568-1486246308.jpg)
Качественное обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-716951-1448710852.jpg)
Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/23/picture-1273519-1616484787.jpg)
Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста с нарушением слуха на прогулке
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"«Речевое развитие»...