Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (средняя группа) на тему

Трусова Елена Львовна
Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного
словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что
обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением
детей с окружающей действительностью. Слово – основная лексическая
единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить  его
значение или заключённый смысл. Активный словарь – это слова, которые
говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает,
но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного,
сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по
контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой
специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка
планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим,
 обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как
активного, так и пассивного), происходит как в процессе обучения, так и в
играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в
процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач,
кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным
новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных
восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ
кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках,
детских концертах, номерах художественной самодеятельности. Итак,
словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных
средств воздействия на детей дошкольного возраста. В дошкольном
возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным
запасом, накопленным народом в процессе его истории. Особенностью
словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста
значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых,
так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных
сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого
человека. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так
же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями
художественной литературы. Через художественное слово - пословицы,
поговорки, стихи, загадки, рассказы, сказки, повести, баллады дети
обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор,
получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение
пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с
взрослыми и сверстниками. Следует приучать детей подчинять свои
наблюдения определённой цели. Репродукции картин русских и зарубежных
художников – это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании можно значительно обогатить словарь детей дошкольного возраста. Для обогащения словаря большой  эффект имеют просмотр кинофильмов, телефильмов, видеофильмов, диафильмов и диапозитивов для детей. Новые слова, которые
дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра
телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря
индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской
деятельности. Взрослому необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание
и предложение. Взрослому необходимо стремиться не только к обогащению
словаря детей, но и к его активизации, те есть к закреплению полученного
детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.
Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной
речи, состоящей из правильно составленных предложений. Взрослым
необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения,
различные предложения, когда выражают своё отношение к различным
событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой
задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно
влияет на его связную речь и особенно умственное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация для родителей. Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему " Обогащение словаря детей дошкольного возраста". Как проводить занятия с ребенком по развитию речи! Пожелания родителям!...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Консультация для родителей «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...

Консультация для родителей: «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основой единицей речи как орудия мышления и общен...