Консультация для родителей: «Обогащение словаря ребёнка, играя, это просто, интересно, эффективно».
материал (старшая группа) на тему

Гусева Таисия Борисовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_5.docx13.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Обогащение словаря ребёнка, играя, это просто, интересно, эффективно».

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

- Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

^ Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

· Назовет слов на звук (букву) М

· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

^ Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

^ Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-


Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

^ Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы

ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла

ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

^ День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

^ Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…


Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

^ Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг

5) положить на стол и т.д.

^ Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

^ Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

^ Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;


У мальчика длинные ноги - длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

« дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

Консультация для родителей. Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему " Обогащение словаря детей дошкольного возраста". Как проводить занятия с ребенком по развитию речи! Пожелания родителям!...

Консультация (стендовый вариант) "Обогащение словаря ребёнка в процессе театрально-игровой деятельности"

Консультация в краткой форме раскрывает роль театрально-игровой деятельности в коррекции речевого развития в раннем и дошкольном возрасте....

Консультация для родителей: "Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях"

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка. И своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка. А чем богаче у челов...

Консультация для родителей "Рисование для ребёнка - это не просто интересное занятие".

Консультация для родителей "Рисование для ребёнка - это не просто интересное занятие"....

Консультация для родителей "Рисование для ребёнка — это не просто интересное занятие".

Ни для кого не секрет, что изобразительную деятельность дети считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребёнок понимает – есть в жизни счастье&helli...