Консультация для родителей: «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (старшая группа)

Оксана Владимировна Никулина

А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основой единицей речи как орудия мышления и общения.

Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением, Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_obogashchenie_slovarya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад №26 «Акварель» г. Белгорода

Консультация для родителей:

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

учитель-логопед

О.В. Никулина

Белгород, 2024

Современный ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов ( му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов: фонетики, лексики и грамматики. У детей беден словарный запас. Они не могут правильно построить предложение, грамматически правильно его оформить, последовательно изложить содержание рассказа, а также испытывают затруднения при анализе и синтезе слов.

Усваивая звуки, дети учатся характеризовать их как гласные, так и согласные. Из звуков синтезируют слоги, слоги вводят в слова.

Необходимо дать детям понятие «слово», его лексическое и грамматическое оформление. Слово не только что-то отдельно воспринимаемое, слово является синтаксической единицей предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основой единицей речи как орудия мышления и общения.

Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением, Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».

Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Дети по-разному осваивают слова, в зависимости от того, относятся ли предметы, явления (действия, качества), обозначенные данными словами, к сфере ближайшего или относительно далекого, но понятного ребенку окружения. Поэтому процесс осваивания слов бывает разным: ребенок понимает слово, но не использует его в речи. Такие слова входят в пассивный словарь (понимаю, но «не использую» слово в речи).

Слова, которые и понимает ребенок, и использует в речи, составляют активный словарь.

У детей к 6 годам он составляет 4 - 4,5 тыс. слов, а пассивный словарь составляет 50% от объема активного словаря.

В работе над обогащением словаря детей мы пользуемся наглядными, словесными и практическими методами.

Предлагаемые упражнения проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

Игровой прием «Поможем малышу Кирюше».

Используя прием сравнения и сопоставления, дети образуют слова с уменьшительным значением:

дом -  домик,        шар - шарик,        

стол - столик,        нос - носик,

стул - стульчик,        лоб - лобик,

глаз - глазик.

Если дети могут читать, демонстрируется таблица с напечатанными первыми словами из каждой пары слов.

- Как можно одним словом назвать маленькую (-ое, -ий) козу, лист, цветок, самолет, чашку, карандаш, ковер, ведро, дерево? ...

Более сложным является образование слов с уменьшительно-ласкательным значением от таких слов, как пень, зверь, окунь, огонь, конь и др. С опорой на картинки предлагаю детям догадаться, как можно по-другому «сказать»:

маленький окунь - окунек.

маленький зверь - зверек,

маленький пень - пенек.

      Обращаю внимание детей на правильное употребление этих слов в словосочетаниях и предложениях во множественном числе и косвенных формах (в них выпадают гласные).

- На елке зажглись разноцветные огни (огоньки).

- В банке плавают маленькие окуни (окуньки).

-  Лес вырубили, остались одни пни (пеньки, пенечки).

При повторении дети изменяют последнее слово так, чтобы оно обозначало предмет маленького размера.

Дидактическая игра «Одинаковые слова».

Цель игры: практическое усвоение наиболее распространенных      случаев многозначности слов.

Подбираются существительные, в которых переносное значение основано на конкретных и наглядных признаках:

ручка: ручка ребенка, ручка двери, ручка чашки;

спинка: спинка ребенка, спинка стула, спинка дивана;

шляпка: шляпка девочки, шляпка гвоздя, шляпка гриба и т.д.

Игровое упражнение с мячом «Поймай, скажи!»

      Цель: освоение слов с противоположным значением.

     - Я говорю «день», а ты скажешь ... (ночь). Я говорю «лето», а ты скажешь... (зима). Я говорю «утро», а ты скажешь ... (вечер). Я говорю «жарко», а ты скажешь... (холодно). Я говорю «весело», а ты скажешь ... (грустно).

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Медведь в берлоге. Белка в дупле

Лошадь в конюшне, на конеферме.

Лиса в норе. Зайка под кустом.

Петух с курами в курятнике, на птицеферме.

Коровы с телятами на животноводческой ферме.

Свинья с поросятами на свиноферме.

Птицы в гнездах. (Подобраны соответствующие картинки).

Игровое упражнение: «Кто (что) летает?»

«Кто (что) плавает?» «Кто (что) ходит?» «Кто (что) ползает?»

«Кто (что) растет?»

      Цель: подбор названий предметов к действиям.

Летает: лист, пух, пыль, самолет, шарик, змей (бумажный), спутник.

Идет: человек, внучка, лиса, снег, дождь, поезд, идут часы.

Растет: ребенок, дерево, цветок, гриб, морковь (овощ), птенец, детеныш (тигренок), трава и т.д.

Игровое упражнение «Кто больше картинок наберет?»

- Угадайте, что я хотела назвать (называю части, а дети целый предмет): ствол, ветви, сучья, листья, почки, верхушка;

кабина, руль, фары, салон, колеса,...

Слова - признаки.

   Дети упражняются в узнавании предметов по эпитетам и  самостоятельно подбирать эпитеты к существительным.

  • Маленькие зверьки, серенькие шубки,

          длинные хвосты, черненькие глазки,

          остренькие зубки.

  • Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.

           Он на севере живет, вместо сена мох жует.

  • Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая, тонкая, высокая (береза).
  • Круглый, красный, спелый, большой, мягкий, сочный, красивый (помидор).
  • Круглое, спелое, красное, зеленое, сладкое, кислое, сочное, душистое, полезное, вкусное (яблоко).

- Какой дом? (Деревянный, высокий, низкий, многоэтажный (одноэтажный), высотный, новый (старый), красивый, кирпичный, каменный, светлый).

- Собака какая? (Старая, молодая, большая, маленькая, кусачая, злая, мохнатая, умная, веселая, охотничья, служебная, санитарная).

   Дети учатся определять ньюансы смысла слова: крохотный, маленький, небольшой, большой, огромный, громадный ... (По изображенным на картинках предметах).

   Некоторые дети затрудняются в образовании слов с уменьшительным значением качеств предметов: новенький (платочек), толстенький (грибочек), голубенький (бантик).

    Несколько позднее предусматривается практическое знакомство с относительными прилагательными (лимонный, яблочный, летний, зимний, деревянный, бумажный, картонный, ситцевый, бархатный).

Обогащая    словарь   детей    этими    прилагательными,    следует   показать,    как    они используются в речи.

  • Мама варит варенье из слив - сливовое варенье.

    Более трудным является задание, требующее образования относительного прилагательного и включения его в словосочетания: клюква (клюквенный сок, кисель), дуб (дубовый лист, ствол...)

       Дети демонстрируют действия, сравнивают предметы, тактильно обследуя их.

Упражнение «Кто больше наберет фишек за удачные слова?»

   Быстрый (шаг) - быстрее, медленный (ход) - медленнее; удобный диван, а кресло ... (удобнее), высокий - выше, ниже.

      Постепенно дети подводятся к образованию слов с новым значением.

Дидактическая игра «Ярмарка».

Цель: дифференцировать предметы посуды по назначению, образование родственных слов с помощью суффиксов.

Чай - чайник - чайная посуда; чайница;

соль - солонка, соленый;

сухарница, хлебница, супница, сахарница.

   Особое внимание уделяется образованию слова от признака, действия или состояния: мыло - мылить, мыльный, мыльница; лес - лесок, лесное царство, леса, лесное яблоко, лесовик; сосна — сосновая шишка, сосновые иглы, сосновый бор.

«Образуем новые слова».

Сад - садик, садовник, садовод, посадка, сады;

вода- водичка, водица, водопад, водоем, водопровод, водопой, водоворот, водоросли, водолаз, подводник, подводная (лодка), подводное царство, водная (станция), водяная мельница, водяной, водолей, водянка, водоплавающая (птицы), наводнение, половодье, наводок, водокачка, водохранилище, водонапорная башня.

      Нацеливая    внимание    детей    на    слова-антонимы    подбираются    слова    с   другой характеристикой: пары слов с ярко выраженными контрастными признаками. Интонацией подчеркиваем их качественную противоположность: широкая (узкая) лента, длинный - короткий, глубокая - мелкая, грязный - чистый, сухая - мокрая.

Игровое упражнение с мячом «Подсказки словечко».

  • Весной ласточка прилетает, а …
  • Река глубокая, а ручей....

      Дети слова читают и слова образуют:

Папа - папин,  папины;  бабушка - бабушкин,  бабушкина;  сестра - сестрин;  ласточка -ласточкино (гнездо); медведь – медвежья (берлога).

Дидактическое упражнение «Чей хвост? Чья морда?».

Чья мордочка, морда? Беличья мордочка.

Чья пасть? Волчья пасть.

Хвост лисы - лисий хвост. Заячьи уши, заячий хвостик.

Игровое упражнение «Медвежьи шахматы».

      Цель:    учить    детей    образовывать    притяжательные    прилагательные,    согласовывать притяжательные прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

      - Назови и закрой фишками все медвежье. Скажи, чье остальное. Между чьим что медвежье? Что между медвежьими?

Слова - действия.

Упражнение с мячом «Кто как голос подает?»

       Цель: обогащение словаря глаголами.

       Корова мычит, лошадь ржет, комар пищит, голубь воркует, медведь ревет, курица кудахчет и т.д.

        Изменение в упражнении: подобрать существительное к глаголу.

       - Гогочет кто? Пищит кто?

Употребление приставочных глаголов.

Дидактическое упражнение «Я могу».

      - Я могу прыгнуть, подпрыгнуть, перепрыгнуть.

      - Я могу прилетать, отлетать, улетать.

      - Я могу пилить, перепилить, отпилить, спилить.

Подбор слов, обозначающих действие: Мальчик - читает, пишет, лежит, вырезает, клеит, строгает, забивает, чинит, красит, шалит, дерется, прячется.    

      Лист - вянет, зеленеет, опадает, шелестит, шуршит.

На занятиях используют стихотворения, динамические паузы:

Мы ехали, ехали,

К мосту подъехали,

Въехали, съехали,

Снова поехали.

Ехали, ехали, к яме подъехали.

Яму объехали и к дому поехали.

Использую пантомиму с целью практического использования глаголов прошедшего времени с приставкой и без нее.

       Саша рисует дом. Я уже нарисовал дом. Андрей строит из конструктора замок, а Женя ... (уже построил замок из кубиков).

Слова - наречия.

     Машина Самоделкина стоит во дворе, близко, а может быть стоит в гараже ... (далеко).

    Обогащая  словарь  детей  этими  наречиями,  можно  использовать  интерьер  комнаты, ориентировку по памяти, игру с перемещением предметов «Украсим елочку».

Игра с движением «наши летчики».

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко (выше, ниже, справа, слева),

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

      Практические действия: «Положи красный карандаш справа от себя, синий карандаш на коробку, а зеленый карандаш посередине листа».

      Временные наречия: утром, днем, вечером, ночью, сегодня, завтра, вчера, рано, поздно, раньше, позже, теперь, сейчас, летом, зимой, осенью, весной, давно, недавно.

      Разнообразные загадки способствуют пополнению словаря:

Во рту они живут:

Одни все кусают,

Другие - жуют.

Как жуют? -    Где, ребята, вы живете,

Что жуют? -   Что, ребята, вы жуете?

Игровое упражнение «Кто как передвигается?»

     Наречия образа действия: верхом, пешком, ползком, шагом, бегом. Лошадь идет шагом, а всадник на коне верхом.

      Необходимо     помогать    детям    ориентироваться    во     всем     многообразии    ими воспринимаемого. Чем разностороннее, совершеннее наши чувственные восприятия, тем глубже  мы  постигаем  мир  и  тем  совершеннее  прогрессирует  сенсо-речевое  развитие ребенка.  Дети  разбираются  в  разновидностях звуков  в  связи  с  характеризующими  их словами: пчела жужжит, овца блеет, звук резкий, голос нежный, ягода кисло-сладкая и т.д. Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка. Необходимо помнить, что ребенок - это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

Консультация для родителей. Обогащение словаря детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей на тему " Обогащение словаря детей дошкольного возраста". Как проводить занятия с ребенком по развитию речи! Пожелания родителям!...