Обогащение словаря детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи на тему

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_slovarya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку оно состоит из звуков речи), лексики (поскольку несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в какой-то определенной грамматической форме).

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием усвоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим; слово входит в память не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому соответствует. Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка. После того как ребенок усвоит чувственную сторону слова, он оказывается способным к пониманию его обобщающего значения. Именно поэтому обогащение словаря детей дошкольного возраста должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью.

На третьем году жизни дети переживают так называемый «первый период вопросов» - в этом проявляется их стремление узнать названия всего того, что они видят вокруг: «Кто это? Как зовут? Что это? Как называется?».  Названия предметов, недоступных непосредственному наблюдению, дети узнают, рассматривая картинки, изображающих их. Способность человека легко соотносить с его изображением врожденная. Словарь детей обогащается в живом общении со взрослыми, при узнавании названий предметов, наблюдаемых в действительности или представляемых по картинкам. Следовательно, работа ведется практическим методом имитации, приемами опоры на реальные объекты или на картинку. Метод этот используется во всех возрастных группах.

Ребенок быстро и прочно запоминает слова, называющие предметы или явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов:

  • Говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово;
  • Произносит четко, т. е. энергично и правильно артикулируя;
  • Соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова;
  • Старается вставлять это слово в предложении так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.

 Однако дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель должен привлекать  их внимание ко многим окружающим предметам, их качествам, действиям. Воспитатель составляет (в соответствии с программой) для себя словарик на один день или на неделю, которые дети должны усвоить в положенный срок. Примерное количество слов, которые дети должны усвоить в течение недели: В группе третьего года жизни – 5 слов; четвертого года – 10 слов; пятого – 15 слов; шестого – 20 слов, седьмого – 30 слов.

        Лексические упражнения редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включаются в занятия по развитию речи, по ознакомлению с окружающими и с художественной литературой.

        Например, если то или иное занятие по развитию связной речи рассчитано на 20 минут, то из них от 2 до 10 минут может быть затрачено на специальные лексические упражнения. В занятия по ознакомлению с художественной литературой лексические упражнения вводятся, когда бывает нужно прокомментировать лексику писателя.

        Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

  • Развивать понимание обобщающего смысла слова;
  • Развивать понимание отношений «целое и его часть»;
  • Развивать понимание отвлеченного смысла слова;
  • Развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем);
  • Добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;
  • Развивать стилистическое чутье;
  • Добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Методы обогащения словаря детей практические. Чаще всего при проведении лексических упражнений используется прием дидактической игры. Упражнения, способствующие обогащению речи детей разного возраста разные.  Но если в этом есть потребность, работа должна быть продолжена в индивидуальном порядке и на следующей возрастной ступени. Часто упражнения даются в разной степени сложности в зависимости от возрастной группы.

Для детей  от 2-х лет: упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов.

Д. и. «Найди похожие предметы (игрушки)».

Варианты: «Покажи, где у тебя рука,…», «Покажи, где у собачки ушки,…», предметы на кухне, в зале, цветы в вазе, наборы картинок, изображающие по одному предмету каждая.

Д. и. «Найди по действию» - ребенок должен указать, какой предмет может выполнять названное воспитателем действие или находиться в данном состоянии.

Д. и «Переоденем кукол» - от ребенка требуется, чтобы он нашел предмет по названному воспитателем признаку: цвету, форме, размеру, принадлежности, материалу, из которого он сделан и т. д.

Упражнения, развивающие понимание отношения «целое и его часть» - для детей от 3 лет.

Д. и. «Склеим разбитую посуду» - дети должны назвать слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных частей (стол, стул, автомобиль, часы, голова, кисть руки).

Д. И. «Кукла Оля обедает»- дети должны назвать слово,, обозначающее действие куклы, состоящее из ряда детализирующих его действия.

Упражнения, развивающие понимание смысла слов с родовым значением – для детей от 4 лет.

Д. и. «Уточни слово» - от ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым (игрушки, мебель и т. д.). Весь объем названий не может быть усвоен сразу, продолжается эта игра на протяжении 2-3 лет.

Д. и. «Дай общее название» - усвоение обобщающих слов, но в обратном порядке: называются слова, обозначающие родовые понятия, а дети должны их конкретизировать (фрукты – это…).

Д. и. «Дай три названия и больше» - каша – блюдо – пища – питание.

Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии – для детей от 5 лет.

Детям данного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного понимания смысла морфем, они сами способны на словотворчество. И , если специальными упражнениями помочь им осмыслить морфологическую структуру, то развитие речи значительно убыстряется.

Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, подосиновик, подберезовик, вторник, среда, четверг, пятница и т. д.

Уже на третьем году жизни детям доступно эмоциональная окраска слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но они еще не могут самостоятельно выделить морфему, понимают дети также и значение  слов с увеличительными (-ищ) и пренебрежительными (-ишк) суффиксами. Полезно привлечь внимание детей к некоторым смысловым суффиксам (-онок, -енок, иц –а), например: медведь – медвежонок – медведица. В дошкольном возрасте дети должны усвоить также смысл большинства приставок. Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.

Д. и. «Что добавлено к слову?»  - как изменяется слово, если к нему прибавляется –ок, -ик, -очек, -еньк, -ушк, -ышк? (слово становится ласковым).

Д. и. «Почему так назвали?» - происхождение слова (кукушка и т. д.).

Упражнения для усвоения антонимов – для детей от шести лет.

Работа по сопоставлению слов – антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает усваивать смысл отвлеченных слов, запоминать эти слова, т.е. обогащать индивидуальный словарь, укрепляет способность сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные предметы.

Д. и. «В зоопарке», где дети усваивают антонимы большой – маленький через сравнение животных, размера клетки, взрослого с детенышем.

Д. и. «У кого какой хвост? (уши)» - понятия длинный – короткий и т. д. Дополнительным материалом могут быть наборы строительных материалов, наборы картинок, посуда, любые игры на прогулке, знакомстве с транспортом  и с другими темами (вверх – вниз, вперед – назад, далеко – близко и т.д.

Усваиваются антонимы – однокоренные глаголы: входить – выходить, вбегать – выбегать, подплывать – отплывать и т. д.

Упражнения для усвоения приставок.

При усвоении антонимов одновременно развивается и языковое чутье в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок.

В –вы(вбежал – выбежал), раз – с (разбегаться – сбегаться), при – у (прилетают – улетают) отрабатываются в форме подвижных игр, игровых ситуаций, инсценировок.

Упражнения, развивающие стилистическое чутье – для детей от 6 лет. Дети должны получить представление о лексических синонимах, уместных в разных ситуациях общения. Воспитатель предлагает ситуации, где возможны использование только одного из предложенных вариантов слов- синонимов, передающих более точный  смысл (лицо – рожа, спать – дрыхнуть, ветерок – ветер, буря – ураган. Предлагается д.и. «Точные слова», «Скажи точнее».

                Если воспитатели и родители «подают» ребенку слова родного языка во всей его поэтической выразительности (т.е. заботятся о чувственной основе их восприятия), то у него развивается поэтический дар, чувство слова, понимание художественной речи. Богатый словарь, развитый у ребенка во

время дошкольного периода, приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, рассказов, загадок, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.