Конспект «Грачи прилетели».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Филичева Елена Николаевна

Данный конспект представлен для детей с задержской психического развития старшего возрвста. Представлен материал по развитию связной речи по картине художника «Грачи прилетели». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_grachi_prileteli.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное учреждение детский сад №15

комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

         

                                Конспект занятия по теме:

Рассматривание картины «Грачи прилетели» художника А.К.Саврасова, проведенного в коррекционной группе

с детьми с задержкой психического развития.

                                                                             Составила:

                                                                             Учитель-дефектолог

                                                                             Филичева Е.Н.

Санкт-Петербург 2017

Задачи:

  • Углубить и закрепить знание детей о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев)
  • Расширять словарь детей за счет введения слов: снег рыхлый, пористый, темный, зеленая дымка, ранняя весна, березка белоствольная, проталинки, почки набухают, вестники весны, летающие, кричащие грачи и др.
  • Воспитывать бережное любовное отношение к природе.
  • Упражнять детей в грамматически правильном построении предложений, продолжать работу над выразительностью речи детей.

I часть. Речевая гимнастика.

  • Упражнение «Шмели» (30-40 сек.)

      Еще в лесу не растаял снег, а уже из-под слоя слежавшихся листьев, мха, выбирается перезимовавшая шмелиха. Она чуть слышно гудит, шевелит крыльями, расправляет их и летит к иве, к ее цветущим барашкам. Они дают нектар и пыльцу.

Превращаемся в шмелих, чуть слышно гудим, шевелим крыльями,

расправляем крылья, летим:

 МММММММММММ….(озвучивание головы в движении)

      МММММММММММ….

Летим к иве: мммммммммм…

Ночью холодно – шмелиха вновь засыпает.

Утром пригреет солнышко, шмелиха опять летит за кормом. Летит быстро, легко, невысоко, иногда залетит и на цветок – отдыхает, кормится и снова в путь:

Мммммммммммммм….

  • Упражнение «Цветок»

Растет нежная изумрудная травка, появились первые весенние цветы. У дорог множество ярко –желтых корзинок мать-и-мачехи.

Солнышко припекает, цветок распускает лепестки:

Ссссссссссс… продолжительный выдох, губы на улыбке,

Сссссссссссс… кончик языка прижат к нижним зубам, 2-3 раза.

И.Токмакова «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны,

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

 - Как вы думаете, дети, о чем сегодня наш разговор? (о весне).

 - Верно. Спокойно садитесь на свои места.

II часть. Рассматривание картины.

 - Сегодня я принесла вам картину русского художника Саврасова Александра Кондратьевича «Грачи прилетели».

 - Давайте ее рассмотрим. (Дети молча смотрят на картину вместе с педагогом).

 - Скажите, какое время года изобразил художник Саврасов на картине?

 - Как вы узнали, что это весна? Что вы видите на небе? (выслушивания детей)

 - Верно. На небе видны кучевые облака. (как белые кучи ваты плавают в голубом небе).

 - как вы думаете, художнику нравится весна? (выслушать).

 - Докажите.

Художнику Саврасову очень нравится наша русская природа. Он любовно нарисовал синеющий снег, яркое солнце, бегущие, звенящие ручейки, голубое небо с плывущими кучевыми облаками.

 - Что случилось со снегом?

Снег поголубел, стал рыхлым, пористым, кое-где виднеются проталинки – места, где стаял снег и уже виднеется земля. – Почему снег поголубел?

 Солнце ярко светит и печет, от тепла снег тает, выступает по снегу синева, а потом будет совсем темный – будет видна пыль, грязь.

 - Что хотел рассказать нам Александр Кондратьевич Саврасов этой картиной? (выслушивание детей и обобщить).

 - Верно. Русский художник саврасов очень любил Весну, особенно раннюю. У него много картин о весне, этого художника называют певцом русской природы. Он любил писать снег, деревья, небо, домики, русские церкви, дороги. И везде мы чувствуем нежность художника, любовь к родной природе.

- Скажите, дети, какая самая любимая краска у художника Саврасова? (голубая).

 - Вы верно подметили. Голубой снег, голубое небо – во всем голубизна,  даже в стволах этих деревьев. Вы, конечно, узнали березы? Посмотрите на березы, опишите их. (стройные, белоствольные, красавицы, еще голые, обнаженные)

 - Вспомните загадку про березы!

Встали в ряд сестрицы,

Стройные девицы,

Платьица беленые,

Шапочки зеленые.

 - Художник свои чувства к весне выражает кистью, красками, а поэт? А музыкант? (выслушать).

 - Давайте прочтем стихи и прослушаем музыку П.И.Чайковского (из сборника «Времена года»)

Стихотворение  А.Прокофьева.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С зелеными сережками, С красивыми сережками.

Люблю березку русскую,

 Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется,- но не ломится.

 - Похожи березы, нарисованные Саврасовым на ту, о которой рассказал поэт? (выслушать и обобщить).

Физминутка

(Дети изображают летающих, кричащих грачей.)

Продолжим работу.

 - Расскажите, что вы видите на березах? (гнезда грачей, грачиные гнезда)

 - Расскажите, что за птицы грачи?

 - Верно. На березах грачи свили большие гнезда, где они будут выводить птенцов. Очевидно, грачи недавно прилетели  к своим старым гнездам и сейчас ремонтируют их. Грачи самыми первыми прилетают к нам весной. О граче горят: «Грач птица весенняя».

    Грачей еще называют вестниками весны. (повторить хором, индивидуально)

 - Почему, как выдумаете?

 - Дети, вспомните, какие грачи? Чем они отличаются от ворон? (Грач весь черный, а ворона серая, только голова у нее черная, крылья черные и хвост черный. У грача  только клюв серый. Грач кричит КРРРР!, а ворона: Кар!)

- Посмотрите внимательно, что делают грачи? Вспомните нашу экскурсию к грачевнику. (Птицы летают, кружат, носят в клювах щепки, прутики, палочки – строят гнезда).

 - Где зимой были грачи? (Грачи перелетные птицы, зимуют на юге, где есть корм, а у нас им кормиться нечем – снег покрывает землю, червяков нет.)

 - Так, какие же это птицы? (перелетные).

 - Верно. Вот почему они строят себе гнезда, новые гнезда и чинят старые.

 - Зачем грачи строят себе гнезда? (Для того, чтобы выводить птенцов)

 - Дети, почему люди так радостно встречают птиц?

 - Как называется место, где живут грачи? (грачевник).

- Что изображено на картине? Деревня или город?  Почему вы узнали? (Видны луга, березовая роща, деревянные постройки, красивая церковь. Нет городских домов, машин, асфальта.)

 - Я рада, что вы наблюдательны, верно все подметили.

 - Как бы вы назвали эту картину? (выслушать)

 Русский художник Александр Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели»

III часть. Рассказ воспитателя (по рассказам Скребицкого)

        Наступила долгожданная весна. Над полями и лесом все ярче и ярче светит солнце, снег поголубел. Показались первые проталины, освободилась первая земля.

        Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам, белоносые, торопятся поправить свои старые , растрепанные гнезда. Они кружат над березовой рощей, ломают ветки, целыми днями строят гнезда. Грачи рады, что могут ковырять носом в поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей.. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки, пахнет теплым снегом. Все теплее, шумнее и краше весна.

Прочтите стихи о весне (спросить двоих).

И.Никитин «Полюбуйся весна наступает….»

А. Плещеев «Уж тает снег…»

Оценить чтение.

IV часть. Работа по грамоте, работа с полосками (по системе Эльконина)

Приготовьтесь к «диктанту». Будем записывать полосками предложения, слова и части слов.

 - какие полоски нужно приготовить? Что они обозначают?

Длинная красная полоска – предложение.

Короткие зеленые – слово.

Маленькие желтые –части слов.

- Сначала записываем вверху предложение, под ним – слова, под каждым словом – части слов.

Итак, приготовились к «диктанту».

«Записываем» предложение:

Засвищут скоро соловьи.

«Записываем» под  предложением слова:

Засвищут скоро соловьи.

«Записываем» части слов над каждым словом:

За-сви-щут ско-ро со-ло-вьи.

Проверка выполнения задания.

Примечание:

Темп прочтения разный. Прочти неторопливо и плавно. Слова: после каждого слова выдерживаем паузу, остановку.

Слоги: за – сви – щут (пауза)

Ско-ро (пауза)

Со-ло-вьи(читаем: «са-ла-вьи» - как слышим)

V часть. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по искусству (рассматривание репродукции А.К.Саврасова "Грачи прилетели").

Цель - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать.Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства и пережив...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект ООД «Аппликация» с детьми средней группы Тема: «Грачи прилетели»

Занятие по аппликации на даану тему дает возможность расширять представления детей о птицах, обогащать словарный запас, развивать умение составлять из частей целое, воспитывать бережное отношение к пр...

Конспект ООД развитие речи. Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"

Конспект ООД  «Коммуникация». Старшая группа. Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №...