Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

марина лернер

Исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР,  использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя следующие задания: составление описательного рассказа с опорой на картинку; составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке; составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание: Составление рассказа-описания.


Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Инструкция. При описании куклы дается следующая инструкция-указание. Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове и т.п.
Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета 4 балла.
Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета -
3 балла.
Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета
2 балла.
Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания
1 балл.
Задание не выполнено
0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.


Задание: Составление рассказа по сюжетной картинке.

 Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного изображения предмета.
Это задание использовалось для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного изображения предмета.

Инструкция. Расскажи что  нарисовано на картинке, что делают дети, во что играют, чем заняты.

Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ.  Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию - 4 балла.
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражена характеристика предмета -3 балла.
Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь, иногда допускает ошибки, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога. -2 балла.
Ребёнок затрудняется в составлении рассказа по сюжетной картинке. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования. -
1 балл.
Задание не выполнено
0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.


Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Инструкция. Я покажу тебе картинки. Посмотри, на них нарисован котик. Дай ему имя и придумай историю про него. Эта картинка - начало рассказа, а этим все закончилось.  

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный, интересный  рассказ - 4 балла.
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок -
3 балла.
Ребёнок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. -
2 балла.
Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена. -
1 балл.
Задание не выполнено
0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.

Результат диагностического исследования активизации связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Ф.И.

ребенка

1-е задание

2-е задание

3-е задание

Уровень У.Н. по употреблению в рассказах разных типов предложений.

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Консультация для воспитателей «Составление рассказов по картинке и серии сюжетных картин»

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом....

Составление рассказа "В зимнем парке" по сюжетной картине.

Занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе....