Составление рассказа "В зимнем парке" по сюжетной картине.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной  речи в старшей логопедической группе по теме

«Составление рассказа «В зимнем парке» по сюжетной картине».

Цель: развивать у детей навыки  составления рассказа по сюжетной картине с использованием элементов наглядного моделирования.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

2. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Признаки зимы. Зимние забавы».

3. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

4. Обучать детей составлению описательного рассказа по картине.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

3.  Развивать мышление, память,  внимание.

4. Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

2. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества на занятии.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Воспитывать самоконтроль за речью.

 

Оборудование:

Демонстрационное: конверты (средний и большой), ватный снежок, иллюстрация картины М. Пишванова «В зимнем парке», пронумерованные стрелки-стикеры, пиктограмма с улыбкой;

Раздаточное: карточки с цифрами от 1 до 10;

Техническое: магнитофон с аудиозаписью, магнитный мольберт, магнитная доска.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

                Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю в круг вас встать! Ребята, давайте встанем в круг. Поприветствуйте наших гостей.

                Логопед: Наш круг как календарный год, в котором сменяется день за днем, месяц за месяцем, сезон за сезоном. В каждом времени года есть своя прелесть, свои развлечения и занятия. Чтобы узнать, о каком времени года мы сегодня будем беседовать, отгадайте загадку:

Хоть сама и снег и лед,

А уходит, слезы льет. (Зима).

Логопед: Ребята, в наш детский сад пришло письмо от известного вам Незнайки! Давайте узнаем, что он нам пишет!

Логопед читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Вот, что у меня произошло. Мы с моим другом Знайкой поспорили. Он говорит, что я ничего не знаю о зиме. А я с ним не согласен, потому что знаю все. Зимой всегда холодно, грустно, тоскливо, нет никакого настроения, птицы не поют. А вот Знайка говорит, что зима очень красивое время года. Я же думаю, в зиме нет ничего хорошего. Ведь, правда, ребята?».

Логопед: Ребята, вы согласны с Незнайкой? (Нет, зима очень красивая и радостная.)

        2.Пальчиковая игра «Зимушка-зима».

        Логопед: Ребята, давайте с помощью пальчиков расскажем, какая зима.

                Дети на каждое слово загибают по одному пальцу.

                Снежная, пушистая,

                Вьюжная, искристая,

                Ясная, студеная, шумная,

                                        Веселая,

                Сказочно-красивая

                И детьми любимая.

                        Дети работают одновременно пальцами обеих рук: пальцы по очереди «здороваются» с большими пальцами.

                Можно смеяться, снегом кидаться,

                С горки кататься, тепло одеваться.

                Логопед: Ребята, скажите, какая зима?

3. Предварительная беседа и объявление темы. Создание эмоционально-положительного настроя на восприятие темы занятия.

Логопед: Ребята, вам нравится зима? Почему? (Дети передают ватный снежок и по очереди отвечают.)

                        Чтобы переубедить Незнайку и доказать ему, какое зима красивое и веселое время года, я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. О том, что мы там увидим, составим рассказ и отправим Незнайке наше письмо.

4. Динамическое упражнение.

        Дети идут по кругу друг за другом под музыку и садятся полукругом на ковре около магнитного мольберта с сюжетной картиной.

5. Рассматривание картины М.Пишвановой «В зимнем парке» и беседа по ней.

        - Давайте рассмотрим эту картину. Как вы думаете, почему она называется «В зимнем парке»? (Наводящий вопрос: Почему деревья стоят белые?)

        -Что еще может делать снег? Давайте подберем слова-действия. Снег (что делает?) — валит, идет, кружится, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает...

        - Зачем пришли дети в парк? (Дети пришли на прогулку в парк.)

- Как и во что они одеты? (Дети одеты тепло: в комбинезонах, куртках, шапках, шарфах, варежках …)

- Что делает мальчик в голубом комбинезоне? (Мальчик в голубом комбинезоне катается на лыжах).

- Кто из детей с санками? (Девочка в красном комбинезоне с санками.)

- Что делает девочка посередине картины? (Девочка посередине картины лепит снеговика.)

- Какой получился снеговик? (Снеговик большой, красивый, нарядный.)

- Из чего у него сделан нос? (Нос у него сделан из моркови.)

- Что у снеговика на голове и на шее? (На голове у него шляпа, а на шее шарф).

- Почему на шляпу к снеговику прилетели птицы?  (Шляпа украшена рябиной, поэтому к снеговику прилетели птицы: снегири, синицы.)

- Давайте подберем слова-действия. Птицы зимой (что делают?) — ищут корм, мерзнут, греются...

- Как нужно помогать птицам зимой? (Нужно вешать кормушки и подкармливать птиц).

- Посмотрите, какой щенок сидит рядом со снеговиком. Расскажите, какой он. (Щенок маленький, смешной, забавный).

- Что он хочет сделать? (Он хочет лизнуть снеговика.)

- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете? (Детям весело, они улыбаются, радуются. Им нравится гулять в парке.)

6. Динамическая игра «Что нам нравится зимой?».

Логопед: Ребята, встаньте на ковре. Мы немного отдохнем, расскажем и покажем, что нам нравится зимой.

Что нам нравится зимой?  (Поднять плечи).

Белые полянки (Развести руки в стороны).

И на горке снеговой (Поднять руки вверх (показать «горку»).

Лыжи или санки (Ходьба лыжника).

Что нам нравится зимой? (Поднять плечи).

Мягкие сугробы (Показать сугробы),

Чтоб копаться день–деньской  (Имитировать копание снега лопатой).

Крепость делать чтобы (Лепить снежки).

Что нам нравится зимой? (Поднять плечи).

Потеплей одеться (Имитировать одевание одежды),

В шубке тёплой меховой (Похлопать ладошками по одежде),

На морозе греться (Прыжки).

Дети проходят и садятся за столы.

7. Коллективное составление плана рассказа.

                        Логопед: Чтобы Незнайке понравилась зима, мы сейчас опишем картину и составим для него рассказ «В зимнем парке».

                        Дети составляют план рассказа с помощью вопросов логопеда. Логопед постепенно прикрепляет к сюжетной картине пронумерованные стрелки-стикеры,  указывающие на определенные фрагменты картины, тем самым создавая наглядную модель для составления рассказа.

Стрелка №1 вверху картины указывает на снег на деревьях.

- С чего вы начнёте рассказ? (С названия времени года.)

- О каком признаке зимы вы расскажете? (О том, где лежит снег.)

Стрелка №2 слева в верхней части картины указывает на направление в парк.

- О чём будете рассказывать дальше? (О том, куда пришли дети на прогулку.)

- Потом вы расскажете о занятиях детей в парке, что они делают.

Стрелка №3 слева в средней части картины указывает на мальчика, катающегося на лыжах.

- О ком из детей вы расскажете сначала? (О мальчике в голубом комбинезоне на лыжах.)

Стрелка №4 справа в средней части картины указывает на девочку в красном комбинезоне с санками.

- О ком вы расскажете потом? (О девочке в красном комбинезоне с санками.)

Стрелка №5 внизу  в средней части картины указывает на девочку, лепящую снеговика.

- О ком вы ещё расскажете? (О девочке посередине картины.)

Стрелка №6 в нижней  части картины указывает на снеговика.

- Кого вы опишите рядом с этой девочкой? (Снеговика.)

Стрелка №7 в верхней  части картины указывает на птиц на шляпе снеговика.

- Расскажите, про тех, кто прилетел на шляпу к снеговику. (Про птиц.)

Стрелка №8 в нижней  части картины указывает на щенка.

- Кого вы опишите рядом со снеговиком? (Щенка.)

Стрелка №9 над картиной указывает на пиктограмму с улыбкой.

- Чем вы закончите рассказ? (Настроением детей на картине.)

8. Составление рассказа по картине с опорой на наглядную модель, указывающую на определенные фрагменты картины.

        Дети берут на своих столах карточки с номерами цифр и по очереди составляют по частям рассказ согласно номеру плана-модели. Затем ребенок с карточкой №10 составляет рассказ полностью с опорой на наглядный план-модель, а логопед делает вид, что записывает его рассказ для Незнайки.

Примерный рассказ «В зимнем парке».

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях.

Дети пришли в парк на прогулку. Мальчик в голубом комбинезоне катается на лыжах. Девочка в красном комбинезоне с санками. Девочка посередине картины лепит снеговика. Снеговик большой, красивый, нарядный. У него нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снеговику прилетели птицы: снегири и синицы. Они клюют ягоды рябины. Рядом со снеговиком сидит маленький, забавный щенок. Он хочет лизнуть снеговика.

У детей хорошее, веселое настроение. Они улыбаются, радостно смеются. Им нравится гулять в парке.

9. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

Логопед: Ребята, у вас получился хороший рассказ под названием «В зимнем парке» для Незнайки. Я уверена, теперь он поймет, что зима очень красивое и веселое время года, и полюбит ее, как мы с вами.

Логопед кладет письмо и картину в конверт.

Логопед: Я хочу поблагодарить вас за занятие и после такой активной прогулки предлагаю подкрепиться конфетами, похожими на снежки.

Раздача конфет «Рафаэлло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

"Составление рассказа по серии сюжетных картин (дети с ЗПР)"

    В системе работы по развитию речи детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная реч...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Интегрированное занятие по развитию речи: составление рассказа по серии сюжетных картин "Утёнок и цыплёнок"

С помощью сюжетных картин у ребёнка вырабатывается  понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события; формируется умение отвечать на вопросы, ...