"Составление рассказа по серии сюжетных картин (дети с ЗПР)"
консультация по развитию речи по теме

Абдуллаева Елена Николаевна

      В системе работы по развитию речи детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей.

     Формирование связной речи является следствием  усложняющейся деятельности ребенка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста  ребенок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая,  и отличается развернутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространенных предложений.

     Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей с ЗПР обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монологической речи: пересказу и рассказу. Постепенно ребенка необходимо научить определять содержание рассказа и выбирать форму повествования, систематизировать материал и излагать его в нужной последовательности.

     Рассказывание по серии картинок является  очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей.

     Методика обучения детей дошкольного возраста с ЗПР работе с серией сюжетных  картинок  позволяет им освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказа по серии картин должна предшествовать подготовительная работа. С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картинок дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации.

     Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста.  Детям  этого  возраста   для   составления   серии  предлагается   2 – 3  картинки.

К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5  картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.)

     В  пятилетнем возрасте ребенку может предлагаться  до 6 –ти картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк  или в лес). В этом  же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей).

 При  возрасте детей пять-семь лет целесообразнее  использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям).

     Во всех случаях не рекомендуется использовать  серии картинок с нарушенной  логической цепочкой. Также не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям  литературных произведений.

        Очень важно педагогу создавать у детей  мотивацию этой  деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании. Примеры мотивации:

·       для детей  трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст,  вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности;

·       для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Чебурашка хочет разобраться в картинках);

·       дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).

      В процессе обучения детей с ЗПР рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что  любой рассказ имеет начало, середину и конец. Важно, чтобы дети научились по- разному начинать рассказы, овладели бы многообразием форм зачинов, умели бы сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагали бы разнообразные варианты окончания рассказа.  Все это  готовит дошкольников с ЗПР к становлению самостоятельного словесного творчества. С этой же целью в подготовительной группе в  рассказы по серии картин необходимо включать самостоятельные рассуждения детей; также в старших группах детям предоставляется большая самостоятельность в выборе формы изложения, приветствуется творческий подход в выборе речевых средств. Можно задать детям следующие вопросы: «О чем вам хочется рассказать подробнее? Что вы хотите еще рассказать?».

      Залогом успеха  при  обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них.

     Важно помнить, что успешность обучения зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса.

     Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со  взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их  индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Коммуникация» «Составление рассказа по серии сюжетных картин» «Как Ежик попал в беду»

Данный конспект в увлекательной форме соревнования поможет Вам совершенствовать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картин....

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла».

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин. Задачи: - обучать детей внимательно рассматривать ...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

План-конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин в подготовительной группе для детей с ОНР.

План-конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин в подготовительной группе для детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....