Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".
план-конспект занятия (старшая группа)

Швецова Наталья Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему:

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа»

Цель: развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1. Активизировать словарь детей по теме «Зима» через игру «Нарисуй словами».
  2. Совершенствовать навыки словообразования.
  3. Дифференциация понятий «одевать» - «надевать».
  4. Продолжать учить детей озаглавливать текст, давать имена героям.
  5. Учить детей связно составлять рассказ по серии сюжетных картин.  

Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты, вырезанные из бумаги снежинки с наклеенными на них текстами загадок, картинки; мяч; сюжетные картинки.

I. Организационный момент

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: «Ребята! Сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила вот это. Что это? (конверт). Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочитаем».

Воспитатель загадывает загадки каждому ребёнку и отдает картинку – отгадку.

Ты откуда, ты откуда                            Красный нос, в руках метелка.

Прилетел к нам красногрудый?           Проживает рядом с елкой.

Облетел я всю Сибирь,                         К холодам давно привык

А зовут меня… (снегирь).                    Наш веселый…(снеговик).

Белоснежная коса.                                 Пробивался сквозь снежок,

Чудо – девица краса                              Удивительный росток.

Деда Мороза внучка.                          Самый первый, самый нежный,

Добрая…(Снегурочка).                      Самый бархатный цветок

                                                                                 (подснежник).

С неба падают зимою.                             На дорогу, поле, лес

И кружатся над землею.                         Звезды падали с небес.

Легкие пушинки.                                     Собирал я их, ребята

Белые…(снежинки).                            Целый день большой лопатой.

                                                                                            (снегопад).

Он по снегу – не пешком,                    Чудо – дворник перед нами:

По сугробам -  не бегом!                      Загребущими руками

Мчится он, а не идет.                            За одну минуту сгреб
А зовется
…(снегоход).                         Преогромнейший сугроб.

                                                                 (снегоуборочная машина).  

Воспитатель: «Молодцы ребята! Давайте поместим картинки отгадки на доску, чтобы хорошо рассмотреть их» (помещаем картинки на доску, еще раз называют картинки, выделяя голосом корни слов).

Дети садятся на стулья.

-Ребята, как вы думаете, какое слово есть во всех этих словах? (ответы детей: СНЕГ).

-Правильно, во всех этих словах есть общая часть «снег». Это самое главное слово, от него образовались все остальные слова.

-Как мы назовем все эти слова? (родственные слова, слова - родственники).

II. Игра «Нарисуй словами»(Игра с мячом)

Воспитатель:«Ребята, скажите, когда бывает снег? (ответы детей:«Снег бывает зимой»).Что такое зима? (ответы детей:«Зима – это самое холодное время года»).  Ребята! Давайте представим, что мы художники, но у нас нет красок и кистей. Как мы можем нарисовать зиму? Давайте встанем кружок и нарисуем зиму словами?».

Зима ранняя

Зима поздняя

Зима тёплая

Зима холодная

Зима злая

Зима морозная

Зима снежная

Зима вьюжная

Зима студёная

III.  Активизация словаря

Воспитатель: «Давайте еще раз вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей). Какая зимой погода? (на улице холодно, морозно, идёт снег, дует холодный ветер, может быть метель).

- Правильно! Что мы делаем для того, чтобы нам не было холодно на улице? (Мы надеваем зимнюю одежду).

- Вспомните, какую зимнюю одежду и обувь вы знаете? (шуба, тёплое пальто, шарф, варежки, валенки).

                                         Физминутка

Воспитатель: «Давайте представим, что мы собираемся на прогулку. Идем в раздевалку (в кружочек).

- Надеваем шапки….

- Надеваем шубу…

- Надеваем валенки…

- Надеваем шарфик…

- Надеваем рукавички….

Имитация одевания: надевание шапки, шубы, варежек, шарфа, валенок.

IV. Составление рассказа

Воспитатель: «Ребята, смотрите, в конверте есть ещё что-то!!! Что это? (дети: картинки). Снегурочка нам отправила картинки с интересным рассказом о девочке Маше».

Беседа по вопросам:

- Когда это было зимой или летом? Куда вышла девочка Маша?

Как она была одета?

- Что Маша держала в руках?  Куда Маша села?

- Кого Маша посадила на качели? Смогла Маша качаться? Почему?

- Какая была кукла, тяжёлая или лёгкая?- Кто тяжелее: Маша или кукла?

- Что Маша слепила? Куда Маша посадила снеговика?

- Какая девочка Маша? (умная, сообразительная).

Установление последовательности:

Воспитатель: «Чтобы составить рассказ, нужно картинки разложить по порядку. Помогите мне в этом!».

1 картинка: Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях.

2 картинка: Она посадила куклу на одну сторону качели, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой и Маша не смогла качаться на качелях.

3 картинка: Маша слезла с качелей, скатала комки снега и слепила снеговика.

4 картинка: Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.

НАПОМНИИТЬ ДЕТЯМ перед началом рассказа озаглавить текст: «Я хочу рассказать о девочке Маше и кукле Наташе».

V. Итог занятия

- От кого мы сегодня получили письмо? (Мы получили письмо от Снегурочки).

- Что она нам отправила?

-  К какому слову мы подбирали родственные слова

- Что мы учились делать? (Мы учились сочинять рассказ).

- Что вам понравилось на занятии?

                                                   Составила воспитатель: Швецова Н.И.

        

Меня не растили                                                    Как называется машина, которая

Из снега слепили                                                    помогает убирать снег?

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Бел да не сахар

Ног нет, а идет.

Машина, которая сама

По снегу ходит (снегоход)

Дети зимой катаются не только

На санках и лыжах, но и на … (снегокатах).

Как зовут внучку Деда Мороза?

Как называется явление природы,

когда падает снег?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке».

Конспект НОД по развитию речи  для детей старшей группы  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.  Тема: «На горке»....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Неудачная охота" (составление рассказа по серии сюжетных картин)

Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями.  Составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами п...