Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гавриленко Елена Викторовна

методический материал по развитию речи для работы с детьми подоготовительного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА 

Методическая разработка НОД  в ДОО  

По развитию речи «Цветок дружбы».

                             

                                                                       

                                                                             Выполнила:        

                                                                             Гавриленко Елена Викторовна,

                                                                             воспитатель МКДОУ д/с №86

Новосибирск 2016

Содержание

Пояснительная записка        3

Конспект занятия        5

Список использованных источников и литературы        12

Приложение        13


Пояснительная записка

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Познавательное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие ».

Раздел программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста "Развитие речи" в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

Цель. Уточнять и расширять  знания  детей о том, что такое  дружба и кто такие друзья.

Задачи

1.Закрепить с детьми секреты дружеских взаимоотношений.

2.Продолжать развивать познавательный интерес, любознательность, сообразительность. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, развивать умения вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.

3.Воспитание нравственных качеств: умение дружить и беречь дружбу, взаимопомощь и добросердечность, иметь много хороших и добрых друзей.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, чтение сказок о дружбе, чтение пословиц о дружбе.

Материалы и оборудование: письмо от старухи Шапокляк, большой объёмный, мультимедийный проектор (цветок и смайлики-логотипы), магнитофон, кукольный театр, ширма, мяч, (всё для игры «Добрый мяч», пазлы, сердце, тарелочки двух цветов, сердечки. 


Конспект занятия

Воспитатель (собираю детей вокруг себя):

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся

И скажем, друг другу «Здравствуйте»

Сюрпризный момент:

Ребята, я сегодня утром получила письмо, адресованное нашей группе (показываю детям конверт), отгадайте, от кого оно может быть? (по картинке на конверте дети узнают, что от старухи Шапокляк).

Послушайте, что она пишет:

«Здравствуйте, дорогие ребята». Мне очень грустно. Почему я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются. Я не знаю, что такое «дружба» и кто такие «друзья»? Я не знаю, что мне делать?»

Ребята, поможем старушке?

Я вам предлагаю порадовать старушку Шапокляк и подарить ей удивительный цветок, а чтобы распустились все его лепестки, мы должны будем разгадать все секреты дружбы, чтобы ей легче было найти друзей.

Давайте вспомним, что же такое дружба? (ответы детей)

Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете кто такие друзья и что такое дружба.  Но лепесток почему-то не раскрывается? Как вы думаете, какой первый секрет дружбы?

Я открою вам небольшую тайну, один секрет дружбы мы уже отгадали. Вспомните, что мы сделали в самом начале нашей встречи? (Поздоровались).

Какой же первый секрет дружбы? Первый секрет дружбы: Всегда здороваться и быть приветливым. Молодцы! Посмотрите первый лепесток, распустился, мы правильно назвали первый секрет дружбы.

Хотите узнать второй секрет дружбы? Тогда, послушайте небольшой отрывок знакомой вам детской песенки, вы можете даже подпевать (Звучит песня «От улыбки»).

Скажите, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали второй секрет. Какой же второй секрет дружбы?

Второй секрет дружбы: Улыбка. Посмотрите, второй лепесток распустился Какой он красивый.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый или с тем, который улыбается? Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас! У вас такие замечательные, солнечные, улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплеет. Так давайте же улыбнемся друг другу. Мы здесь все друзья!

Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей).

Воспитатель: Самая частая причина ссор, когда вы не можете поделиться чем – то, или хотите заниматься одним и тем же.

Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.

Хотите посмотреть, что произошло на лесной поляне с двумя друзьями? (кукольный театр)

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый! »

А Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош!»

Что произошло Мишкой и Ёжиком, что они не поделили? Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы помирить Мишку и Ежика? (Поиграть в мирилку).

Играть в мирилку

Мы не будем больше злиться,

Мы решили помириться,

Злюка, уходи от нас.

Мы опять друзья сейчас!

Давайте ещё раз посмотрим эту историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ёжик смогли договориться.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья»

О каком третьем секрете дружбы мы узнали из этой истории? Уметь уступать, не жадничать. Молодцы! Вот и третий лепесток распустился на цветке.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком (Легче быть злым, он никому ничего не помогает, ни с кем не общается, ни о ком не заботится).

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Так что же такое доброта? Как вы думаете, можно ли доброту увидеть? А где?

Ребята, посмотрите на эти предметы (грязная тарелка, лист бумаги и фломастер, яблоко, порванная книга, сломанная игрушка, букет цветов). С помощью этих предметов, можно совершить добрый поступок?

А какой, узнаем, поиграв в игру «Добрый мяч». (У кого мяч, тот и называет, что нужно сделать с предметом: помыть тарелку, подарить цветы и т. д.). Молодцы!

Релаксация (Музыка спокойная)

А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце.

Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.  Вы слышите приятную музыку. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу сердце.

Какой четвертый секрет дружбы мы разгадали? (Доброта). Ещё один лепесток раскрылся.

Посмотрите, сколько секретов дружбы мы раскрыли для старухи Шапокляк, но про самый важный секрет  она точно не знает. Как вы думаете, что это за секрет? Быть честным.

Что это значит? Я вам хочу рассказать одну очень интересную историю.

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Воспитатель:

- Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

Какой же пятый  секрет дружбы? Честность. Посмотрите, ещё один лепесток у нас раскрылся.

Нераскрытым у нас остался один лепесток. Значит, не все секреты дружбы мы разгадали. Давайте попробуем этот секрет разгадать. Он «зашифрован» в картинках. Подойдите к столам. На столах лежат конверты, в которых пазлы, вам необходимо будет собрать картинку, внимательно на неё посмотреть и рассказать, что же там изображено.

Дети собирают пазлы. Рассматривают и обсуждают изображённые ситуации.

Попробуйте определить, что общего в этих четырёх картинках. (На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям, птицам). Какой секрет дружбы мы раскрыли? Помощь. Правильно, молодцы! Все лепестки у цветка раскрылись.

Помогайте всем, кто нуждается в помощи и у вас будет много друзей.

А давайте с вами представим, что дружба это одно большое сердце (показываю сердце).

Как вы думаете, какие опасности подстерегают наше сердце на жизненном пути?

Обидные слова, драки, грубость, злость, слёзы, жадность.

Да, всё верно (повторяю слова и сердце понемногу сдувается, вот такими опасностями можно причинить боль сердцу и сердце может заболеть).

Так давайте никогда не забывать секреты дружбы, которые мы сегодня раскрыли, и тогда наше сердце всегда будет здорово и жизнерадостно.

Сейчас я и посмотрю, как вы запомнили все секреты дружбы.

Воспитатель:

Вы, ребята, помогайте

на вопросы отвечайте

Только ДА иль только НЕТ,

Дайте мне друзья ответ.

Если ДА вы говорите,

То в ладоши хлопайте,

Если НЕТ вы говорите,

То ногами топайте.

Будем крепко мы дружить? Д (да –да-да)

Мы научимся играть? Д (да –да- да)

Друг другу будем помогать? Д (да –да- да)

Друга нужно разозлить? Д (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? Д (да да да)

Друга стоит обижать? Д (нет-нет-нет)

Будем громко мы кричать (нет-нет-нет)

Оторвём мы мишке лапу (нет-нет-нет)

Будем все мы книжки рвать? (нет-нет-нет)

А товарищей толкать? (нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить? Д (да –да- да)

Руки перед едой будем мыть? (да –да- да)

Будем мы всегда дружны? Д (да –да- да)

И товарищам верны? (да-да-да)

Заключительная часть:

Полюбуйтесь, какой замечательный цветок Дружбы у нас получился. Шапокляк, увидев прекрасный цветок, очень многое узнает о дружбе, найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно.

Давайте вспомним, какие секреты дружбы мы раскрыли?

Перед вами 2 тарелки: красная и синяя и лежат сердечки, возьмите каждый по одному сердцу и положите в красную тарелку, если занятие вам понравилось, а в синюю тарелку, если занятие не понравилось.

Молодцы, я вами довольна, можете отдохнуть и поиграть!


Список использованных источников и литературы

  1. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 
  2. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа», 1998.
  3. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО», 2005.

Приложение

Рис. 1. Лепесток с 5 символами дружбы

Рис. 2. Вид сердца – символизирующие дружбу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...