Занятие по развитию речи по теме "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Надеженко Ольга Васильевна

Данное занятие по развитию речи предназначено для детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель, Ι неделя

Старшая группа

Тема: Перелётные птицы

Программные задачи:

1. Формировать активный и пассивный словарь по теме.

2. Продолжать знакомить с перелётными птицами, их внешним видом и отличительными признаками.

3. Упражняться в образовании:

- множественного числа существительных;

- существительных в различных падежах;

- глаголов с помощью приставок.

4. Совершенствовать умения:

- составлять предложения с однородными членами;

- использовать предлоги (в, на, из, над).

5. Воспитывать в детях бережное отношение к живой природе.

6. Развивать мышление, внимание, память,

Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки с изображением перелётных птиц, мяч, магнитная доска, силуэт грача, картина с изображением дерева с гнездом и пашни, птичье перо, красные сигнальные карточки.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Птички полетели,

(выполняется упражнение «Птичка»)

Крыльями махали,

(Махи двумя ладонями с широко расставленными пальцами)

На деревья сели,

(выполняется упражнение «Деревья»)

Вместе отдыхали.

(выполняется упражнение «Птичка»)

Ход

I. Вводная часть

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах.

(Выставляются картинки с изображением различных перелётных птиц).

Почему их так называют?

В какое время года это происходит?

А когда перелётные птицы возвращаются назад, в родные края?

Каких вы знаете перелётных птиц?

II. Основная часть

Узнайте, о каких птицах идёт речь и покажите их на картинках.

1. Трактору чуть ли не на нос садится,

    Бежит за плугом с криком, вскачь

    Весны посланец – чёрный… (грач).

2. Прилетели к нам с теплом,

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка)

3. Нам в хозяйстве помогает

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Тёмно-бронзовый… (скворец).

Ребята, а вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Они редко летят поодиночке, чаще – стаей; а ещё могут лететь вереницей, клином.

(При возможности показать соответствующие картины).

Д/игра «Один-много» (с мячом)

Ласточка – ласточки,

Скворец – скворцы,

Овсянка – овсянки,

Мухоловка – мухоловки,

Жаворонок – жаворонки и т.д.

Одними из первых с зимовки возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Говорят так: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли».

Д/упражнение «Подбери нужный предлог»

Грач вылетел (из) гнезда. Грач прилетел (в) гнездо. Грач кружит (над) гнездом. Грач сел (на) ветку. Грач ходит (по) пашне.

(Воспитатель, используя силуэт птицы, показывает соответствующие действия. Можно привлекать детей к показу).

После прилёта у птиц много разных дел: надо добывать корм, вить гнёзда, высиживать птенцов и т.д.

Д/упражнение «Уже сделали» (с мячом)

Птицы клевали корм. – Птицы склевали (поклевали) корм.

Грачи вили гнёзда – свили.

Скворец пел песню – спел, пропел.

Журавли летели домой – прилетели, долетели т.д.

Ребята, на столах у вас есть карточки с изображением различных перелётных птиц. Они помогут вам при выполнении следующего задания.

Д/игра «Закончи предложение»

На прогулке дети наблюдали за (грачами, скворцами, ласточками...).

Ребята дали корм (уткам, гусям, лебедям…).

В пасмурный день в небе не видно (ласточек, стрижей, жаворонков…).

(Дополняя предложение, ребёнок называет птиц, изображённых на его карточке).

Ребята, скажите, а чем внешний вид птиц отличается от внешнего вида животных?

(Ответы детей).

У меня в руках волшебное птичье пёрышко, которое поможет вам при ответе на следующие вопросы.

Как передвигаются птицы?

(Ходят, прыгают, летают, кружат, парят, скачут, плавают и т.д.).

Как птицы подают голос?

(Поют, щебечут, чирикают, трещат, каркают и т.д.).

(Отвечая на вопрос, дети передают друг другу «волшебное» пёрышко).

III. Заключительная часть

О ком мы говорили на сегодняшнем занятии?

Сейчас я буду называть перелётных птиц. Если я ошибусь, вы поднимите красную сигнальную карточку:

грачи, журавли, снегири, жаворонки, скворцы, сороки, лебеди, стрижи, овсянки, дятлы, мухоловки, воробьи, ласточки, цапли.

Птицы живут рядом с человеком, птицы – наши друзья.

Не трогай ласточку!

Она издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнёзда!

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи тема: "Домашние птицы" 2 младшая группа...

Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи тема: "Перелетные птицы" 2 младшая группа...

Комплексное занятие по развитию речи на тему «Птицы» в младшей группе.

Цель: познакомить детей с дикими птицами и обогатить словарный запас.Задачи:1.     Расширять представление о птицах, об их внешнем виде, повадках и  особенностях.2....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Птицы»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Птицы»...

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка». Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательны...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Зимующие птицы».

Любое воспитание ребенка имеет огромную роль. Так же важно и экологическое воспитание. Забота о братьях наших меньших воспитывает у детей любовь ко всему живому, желание помочь животным, птицам; не ра...

конспект занятия по развитию речи в младшей "Птицы"

·       Способствовать обогащению и уточнению представлений о природе, предметном мире, развитию поисковой деятельности;·       Учить задава...