Дидактическая игра – лото: «Когда это бывает?» Возраст детей: 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Рыжкова Елена Васильевна

Цель: обогащение представлений  детей о временах года:   изменениях в живой и неживой природе;  труде взрослых и детских забавах, праздниках в соответствующем  времени года.

Задачи:

1.     закреплять умение определять время года по его характерным признакам;

2.     обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

3.     развивать навыки связной речи: умение составлять  короткий рассказ по вопросам:  « Что изображено на картинке? Когда это бывает?»; отвечать на вопросы  полным предложением;

4.     развивать зрительную память, умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;

5.     воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней; умение наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

 

Материалы: четыре    карты-поля, соответствующие  определенному   времени  года. Каждая карта  разделена на четыре части: изменения в погоде, изменения в жизни растений, изменения в жизни животных и птиц, изменения в быту людей.

32 картинки-фишки с изображением  отличительных признаков  времен года. 

Фишки – признаки   весны:

1.     Текут ручьи.

2.     Солнце светит ярко, пригревает.

3.     Люди надевают  осеннюю одежду , обувь, головные уборы.

4.     Прилетают перелетные птицы и вьют гнезда.

5.     Пробуждаются от зимней спячки медведи, барсуки и ежи.

6.     На деревьях появляются почки и первые  листья.

7.     Люди работают в садах и огородах.

8.     Наступает женский праздник -8 марта.

 

Фишки – признаки  лета:

1.     Солнце светит ярко, припекает

2.     Дует теплый летний ветер.

3.     Люди надевают легкую одежду.

4.     Цветут цветы.

5.     В садах поспевают ягоды и фрукты.

6.     Люди загорают и купаются в реке, море.

7.     Летние забавы.

8.     Много насекомых.

Фишки – признаки  осени:

1.     Солнце светит, но мало греет.

2.     Часто идут холодные дожди

3.     Листья на деревьях желтеют, краснеют, сохнут и опадают. Листопад.

4.     Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края

5.     Дикие животные готовятся  к зиме.

6.      Люди собирают урожай фруктов и овощей.

7.     Люди делают заготовки на зиму.

8.     Люди надевают осеннюю одежду и обувь

Фишки – признаки  зимы:

1.     Солнце мало светит, не греет.

2.     Дует холодный зимний ветер. Вьюга.

3.      снегопад.

4.     Люди надевают теплую  зимнюю одежду и обувь.

5.     Медведь зимой спит в берлоге.

6.     Люди украшают ёлку и встречают праздник - Новый год.

7.     Люди зимой подкармливают  птиц и животных.

8.     Дети зимой играют в забавы: снежки, лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках.

Непрозрачный мешочек для равномерного перемешивания фишек.

Ход игры:

В игре участвует четыре игрока (ребенка) и один ведущий (вначале – педагог).  У каждого ребенка одна карта-поле с изображением определенного времени года. У ведущего непрозрачный мешочек с 32 фишками-признаками различных времен года. Ведущий достает по одной фишке из мешочка, обращаясь к детям с вопросами: « Что изображено на картинке? «Когда это бывает?».

Правила игры:

Отвечать на вопросы  должен   ребенок,  у которого соответствует признак –фишка игровому полю.

 Отвечать на вопросы   полным предложением.

Побеждает тот, кто давал правильные ответы и закрыл  всё поле на карте.

Варианты игры

Во втором варианте игры  размещается  несколько несоответствующих картинок в некоторых ячейках игрового   поля и предлагается  детям найти ошибки и  объяснить : почему так не бывает; далее  поставить картинки  туда, где они должны находиться. В третьем варианте игры педагог просит ребенка рассказать о приметах конкретного  времени года с опорой на сюжетную картинку в центре игрового поля.

Основные преимущества дидактической игры «Когда это бывает?» состоят в следующем: большинство изображений на фишках –сюжетные. А это значит, для того, чтобы ответить на вопросы ребёнок  должен будет грамматически правильно составить словосочетание или распространенное предложение. Каждая фишка в игре -  повод  для целой беседы, расширяющей горизонт детского кругозора! Ребята  учатся устанавливать причинно-следственные связи  между предметами и явлениями, объяснять их.

 Игра является хорошим инструментов в развитии навыков связной речи, памяти, наблюдательности. Вызывает желание  помочь товарищу, воспитывает потребность  взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доводить начатое дело до конца.

Дидактическую игру можно использовать как для самостоятельной деятельности детей, так и при организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_igry2.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – лото: «Когда это бывает?»

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: обогащение представлений  детей о временах года:   изменениях в живой и неживой природе;  труде взрослых и детских забавах, праздниках в соответствующем  времени года.

Задачи:

  1. закреплять умение определять время года по его характерным признакам;
  2. обогащать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
  3. развивать навыки связной речи: умение составлять  короткий рассказ по вопросам:  « Что изображено на картинке? Когда это бывает?»; отвечать на вопросы  полным предложением; 
  4. развивать зрительную память, умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;
  5. воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней; умение наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

Материалы: четыре    карты-поля, соответствующие  определенному   времени  года. Каждая карта  разделена на четыре части: изменения в погоде, изменения в жизни растений, изменения в жизни животных и птиц, изменения в быту людей.

32 картинки-фишки с изображением  отличительных признаков  времен года.

Фишки – признаки   весны:

  1. Текут ручьи.
  2. Солнце светит ярко, пригревает.
  3. Люди надевают  осеннюю одежду , обувь, головные уборы.
  4. Прилетают перелетные птицы и вьют гнезда.
  5. Пробуждаются от зимней спячки медведи, барсуки и ежи.
  6. На деревьях появляются почки и первые  листья.
  7. Люди работают в садах и огородах.
  8. Наступает женский праздник -8 марта.

Фишки – признаки  лета:

  1. Солнце светит ярко, припекает
  2. Дует теплый летний ветер.
  3. Люди надевают легкую одежду.
  4. Цветут цветы.
  5. В садах поспевают ягоды и фрукты.
  6. Люди загорают и купаются в реке, море.
  7. Летние забавы.
  8. Много насекомых.

Фишки – признаки  осени:

  1. Солнце светит, но мало греет.
  2. Часто идут холодные дожди
  3. Листья на деревьях желтеют, краснеют, сохнут и опадают. Листопад.
  4. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края
  5. Дикие животные готовятся  к зиме.
  6.  Люди собирают урожай фруктов и овощей.
  7. Люди делают заготовки на зиму.
  8. Люди надевают осеннюю одежду и обувь

Фишки – признаки  зимы:

  1. Солнце мало светит, не греет.
  2. Дует холодный зимний ветер. Вьюга.
  3.  снегопад.
  4. Люди надевают теплую  зимнюю одежду и обувь.
  5. Медведь зимой спит в берлоге.
  6. Люди украшают ёлку и встречают праздник - Новый год.
  7. Люди зимой подкармливают  птиц и животных.
  8. Дети зимой играют в забавы: снежки, лепят снеговика, катаются на лыжах, коньках, санках.

Непрозрачный мешочек для равномерного перемешивания фишек.

Ход игры:

В игре участвует четыре игрока (ребенка) и один ведущий (вначале – педагог).  У каждого ребенка одна карта-поле с изображением определенного времени года. У ведущего непрозрачный мешочек с 32 фишками-признаками различных времен года. Ведущий достает по одной фишке из мешочка, обращаясь к детям с вопросами: « Что изображено на картинке? «Когда это бывает?».

Правила игры:

Отвечать на вопросы  должен   ребенок,  у которого соответствует признак –фишка игровому полю.

 Отвечать на вопросы   полным предложением.

Побеждает тот, кто давал правильные ответы и закрыл  всё поле на карте.

Варианты игры

Во втором варианте игры  размещается  несколько несоответствующих картинок в некоторых ячейках игрового   поля и предлагается  детям найти ошибки и  объяснить : почему так не бывает; далее  поставить картинки  туда, где они должны находиться. В третьем варианте игры педагог просит ребенка рассказать о приметах конкретного  времени года с опорой на сюжетную картинку в центре игрового поля.

Основные преимущества дидактической игры «Когда это бывает?» состоят в следующем: большинство изображений на фишках –сюжетные. А это значит, для того, чтобы ответить на вопросы ребёнок  должен будет грамматически правильно составить словосочетание или распространенное предложение. Каждая фишка в игре -  повод  для целой беседы, расширяющей горизонт детского кругозора! Ребята  учатся устанавливать причинно-следственные связи  между предметами и явлениями, объяснять их.

 Игра является хорошим инструментов в развитии навыков связной речи, памяти, наблюдательности. Вызывает желание  помочь товарищу, воспитывает потребность  взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доводить начатое дело до конца.

Дидактическую игру можно использовать как для самостоятельной деятельности детей, так и при организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!" Дидактическая игра– лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепить знания о родном городе и его достопримечательностях.Задачи:- воспитывать патриотические чувства, интерес к родному краю;- развивать связную монологическую речь и диалогическу...

Дидактическая игра - лото "Наш край" для детей среднего дошкольного возраста

Автором представлена методическая разработка  по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста ....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – ЛОТО «Мой, моя, моё, мои» для детей дошкольного возраста

цель: формирование грамматического строя речи.Задачи:формировать умение детей правильно употреблять местоимения мой, моя, моё, мои в повседневной речи, согласовать слова по родам; активизировать слова...

Дидактическая игра «Лото» для детей младшего возраста

Лото для малышей представляет собой ряд карточек и фишек, содержащих какой-то рисунок. Сама игра очень похожа на привычное многим русское лото, однако вместо рядов цифр в клетках карточки нанесены изо...

Дидактическая игра-лото "Путешествие по сказкам" для детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра-лото  "Путешествие по сказкам" предназначена для детей младшего возраста. Игра помогает вызвать у детей потребность в общении, развивает зрительное внимание. Закрепля...

Дидактическая игра (лото) "Мои любимые сказки" для детей 3-4 лет

Дидактическая игра (лото) «Мои любимые сказки» для детей 3 - 4 летЦель: развитие памяти, внимания, мышления, речи.Ход игры: цветные маленькие карточки берёт себе ведущий, а чёрно – б...

Дидактическая игра лото для старшего дошкольного возраста по ПДД «Знаки дорожного движения»

Дидактическая игра Познавательное лото «Дорожные знаки» Цель: формирование знаний о знаках дорожного движения.Задачи:Обучающая  - формировать знания детей о дорожн...