Главные вкладки

    картотека словесных игр
    картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

    Говорова Наталья Викторовна

    словесныи игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_slovesnyh_igr.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА

    СЛОВЕСНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

    (2-3 ГОДА)

    Словесная игра « Ладушки»

    Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

    Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки". Слова:

    Ладушки, ладушки!

    Где были? - У бабушки!

    - Что ели? - Кашку!

    - Что пили? - Бражку!

    Кашка масленька,

    Бражка сладенька,

    Бабушка добренька.

    Попили, поели,

    Шу-у-у- полетели!

    На головку сели

    Сели, посидели,

    Прочь улетели!

    Движения:

    Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

    Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.

    Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей: "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".

    В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

    Словесная игра « Сорока- сорока»

    Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

    Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку"), приговаривая:  Слова:

    Сорока, сорока,

    Сорока - белобока

    Кашу варила.

    На порог скакала,

    Гостей скликала.

    Гости на двор -

    Кашу на стол.

    Этому на тарелочке,

    Этому на блюдечке,

    Этому в чашечке,

    Этому в мисочке,

    А этому ничего не дала

    Ты дров не таскал,.

    Ты воды не носил

    Ты каши не варил.

    Вот тебе ложечка -

    Свари сам себе кашку.

    Тут пень, тут колода,

    Тут дрова,

    Тут горячая вода.

    Движения:

    Воспитатель и дети варят кашку" вместе.

    Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

    Большой палец не загибается.

    При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу: "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".

    Словесная игра «Коза рогатая»

    Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его.

    Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

    Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая

    За малыми ребятами.

    Ножками топ-топ,.

    Глазками хлоп-хлоп,

    Кто каши не ест,

    Молока кто не пьет -

    Забодает,

    забодает,

    забодает.

    При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

    Словесная игра «На птичьем дворе»

    Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

    Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

    "Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

    В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

    Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

    Словесная игра «Конь»

    Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

    Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

    Слова:

    Топ-топ-топ!

    Ты скачи в галоп.

    Ты лети, конь, скоро-скоро,

    Через реки, через горы,

    Все в галоп, в галоп, в галоп.

    Гоп-гоп-гоп!

    Тпру!.. - говорит воспитатель.

    Игру можно повторить, меняя ребенка.

    Движения:

    Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

    Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".

    Словесная игра «Петушок»

    Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

    Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шелкова бородушка,

    Что ты рано встаешь?

    Что ты громко поешь?

    Детям спать не даешь!

    После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

    Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить "ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4

    Словесная игра «Хохлатка»

    Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.

    Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. "Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому се и называют хохлаткой.

    По дворику хохлатка,

    По дворику хохлатка

    С цыплятами идет.

    Чуть дети зазеваются,

    Шалят и разбегаются,

    Сейчас к себе зовет:

    "Куда? Остановитесь!

    Куда, куда? Вернитесь!

    Не смейте убегать!"

    Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: "Вернитесь! Не смейте убегать!" - вы все прибежите ко мне".

    Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

    Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит:

    Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!

    Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.

    Словесная игра «Курочка-рябушечка»

    Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

    Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют "рябушечкой", затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей "шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

    - Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

    - На речку.

    - Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

    - За водичкой.

    - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

    --Цыпляток поить.

    - Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

    - Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

    При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: "Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?" Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: "Курочка-рябушечка, куда ты пошла?" и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых,

    Словесная игра «Еду-еду»

    Цель игры. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.

    Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть- всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: "Как цокают копыта у лошадей?" Дети цокают: "Цок-цок-цок". "Как мы остановим лошадку?" "Тпр-р-р", - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, "натянув вожжи", движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.

    Слова; Движения:

    "Еду-еду Дети скачут галопом.

    К бабе, к деду

    На лошадке

    В красной шапке.

    По ровной дорожке Скачут на одной ножке.

    На одной ножке,

    В старом лапоточке

    По рытвинам, по кочкам,. Прыгают на двух ногах "с кочки на кочку",

    Всё прямо и прямо,

    А патом вдруг..,

    В яму! Бух! Останавливаются.

    Словесная игра «Игра с пальчиками»

    Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

    Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".

    Слова:

    "Пальчик-мальчик,

    Где ты был?" -

    "С этим братцем -

    В лес ходил,

    С этим братцем -

    Щи варил,

    С этим братцем -

    Кашу ел,

    С этим братцем -

    Песни пел!"

    Движения:

    Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

    "Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка"), и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками).

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека словесных игр

    словесные игры....

    Картотека словесных игр.

    Игры направленные на развите речи, памяти, воображения детей дошкольного возраста....

    Картотека словесных игр и упражнений.

    Картотека словесных игр и упражнений....

    Картотека словесных игр

    Подборка словесных игр...

    картотека словесных игр

    картотека словесных игр для дошкольников...

    Картотека словесно- дидактических игр по сказкам. (3-4года)

    Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....

    Картотека словесных игр

    Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...