Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Черная Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи

Известно, что устное народное творчество многообразно по своему составу.  К нему относят произведения разных видов и жанров. Многие исследователи утверждают, что сказка, загадка, потешка и прибаутка, являясь наиболее типичными фольклорными жанрами в отношении содержания, композиции и языка, в большей степени соответствуют особенностям восприятия, языковой и коммуникативной компетентности детей.

Названные особенности произведений устного народного творчества позволяют рассматривать его в качестве действенного средства развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, в то же время, влияние произведений устного творчества русского народа на развитие выразительности речи старших дошкольников не было ещё предметом специального изучения.

Мы считаем, что становление выразительности детской речи средствами устного народного творчества обеспечивается сбалансированным развитием трёх групп умений:

  • художественного восприятия фольклорных произведений в
    единстве их содержания и формы;
  • к пониманию значения средств выразительности народно-поэтического языка и речи исполнителя народных сказок и прибауток;
  • использования адекватных средств выразительной передачи
    образа в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.

Эти умения развиваются в активной деятельности. Полагаем, в нашем случае речь должна идти о художественной деятельности, которая по мнению М. С. Кагана, «занимает особое место в системе видов человеческой деятельности», поскольку представляет собой органическое слияние четырех основных форм человеческой деятельности (созидательно-преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной) и их перерастание в новое качество-художественный образ.

Тексты произведений устного фольклора обладают большими возможностями для постижения ребёнком единства идеи и слова в художественном образе, понимания того, как с помощью особых средств выразительности, объединённых в единую художественную систему, выявляются национальные особенности русского народа и его языка (Г. В. Брусендова, Н. И. Кравцов, Л. Я. Соколовская, л. Е. Тумина и др.).

Данные положения позволяют предполагать, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника.

Накопление эмоционального и интеллектуального опыта восприятия фольклорных произведений является основой зарождения интереса детей к средствам вербальной и невербальной выразительности и желания использовать их в собственной речи. Это становится базой развития исполнительских умений на втором этапе работы. Его основным содержанием должно стать освоение детьми способов выразительного воплощения художественного образа, что включает обогащение представлений дошкольников о средствах речевой выразительности и развитие умений использовать их в личностно-значимых условиях .

Значение специального отбора произведений обусловлено тем, что выразительность речи ребёнка в художественно-речевой и игровой деятельности во многом зависит от их содержания и формы. Традиционным средством развития данных видов деятельности выступают русские народные сказки о животных. Однако, их эмоциональная значимость для старшего дошкольника не велика, вследствие чего оригинальности и творчества при их разыгрывании и рассказывании дети, как правило, не проявляют, используя стереотипные, «заученные» средства вербальной и невербальной выразительности.

Более привлекательными и значимыми для детей старшего дошкольного возраста являются русские народные волшебные сказки, которые отличают сюжетная занимательность, динамичность, Фантастичность, драматичность ситуаций и коллизий, яркость положительных и отрицательных героев, которые вступают в жизнеутверждающее единоборство. В волшебных сказках используются разнообразные средства выразительности языка, а для их исполнения закономерно требуются более сложные Формы выразительности речи. Это послужило выбору именно этого жанра в качестве основы экспериментальной работы. Сказка о животных, являясь самым известным детям жанром, могут использоваться на первом этапе. Потешки и прибаутки должны применяться в начале работы на каждом этапе, как более простое и доступное содержание для заданий, игр и творческих этюдов .

Отбор произведений устного народного творчества с точки зрения языковой выразительности должен определяться несколькими критериями: средства выразительности должны быть доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми, интересны для наблюдения и анализа.  Соответствующий отбор Фольклорных произведений будет обеспечивать эффективность поэтапной методики работы .

Развитию выразительности речи служат частые обращения детей к произведениям устного народного творчества и деятельности на их основе.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений устного народного творчества открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности Фольклорных произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению.

Таким образом, в произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре и, прежде всего, к языковой культуре. Устное народное творчества, являясь синтетическим искусством, в котором соединяются элементы словесного, театрального, хореографического и музыкального искусства, может оказать благоприятное воздействие на развитие как вербальной, так и невербальной выразительности. Как отмечалось выше, устное народное творчество отличает традиционность языка, что способствует быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности. А импровизационность исполнения позволяет дошкольникам использовать освоенные средства свободно и творчески.

Тексты произведений устного фольклора также обладают большими возможностями для постижения ребёнком единства идеи и слова в художественном образе, понимания того, как с помощью особых средств выразительности, объединённых в единую художественную систему, выявляются национальные особенности русского народа и его языка (Г. В. Брусендова, Н. И. Кравцов, Л. Я. Соколовская, л. Е. Тумина и др.).

Данные положения позволяют предполагать, что в центре специальной работы по использованию устного народного творчества в целях развития выразительности детской речи должно быть восприятие и понимание ребенком художественного образа фольклорных произведений и его отражение в художественной деятельности дошкольника. Следовательно, названные особенности произведений устного народного творчества позволяют рассматривать его в качестве действенного средства развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, в то же время, влияние произведений устного творчества русского народа на развитие выразительности речи старших дошкольников не было ещё предметом специального изучения.

В связи с этим, требуется отобрать фольклорные произведения, отвечающие интересам детей для игр-драматизаций , определить, какие средства языковой выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; разработать и экспериментально проверить методику, направленную на развитие умений воспринимать и эмоционально-осознанно использовать в речи средства выразительности русских народных потешек, прибауток и сказок в театрализованной деятельности; обеспечить среду развития материалами, способствующими накоплению вариативного опыта исполнительской деятельности .

Н.С. Карпинская  особо отмечала влияние театрализованных игр на развитие выразительности и образности речи детей дошкольного возраста, так как участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными выразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). На основе подготовленности к театрализованной игре облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Выше сказанное, обосновывающее педагогический потенциал театрализованной деятельности, устного народного творчества в речевом развитии, позволило нам выстроить практическую работу дошкольниками на основе использования устного народного творчества в театрализованной деятельности, что обеспечит развитие у детей развития выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи дошкольников

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладе...

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

Устное народное творчество как средство развития детской речи

Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые вс...

Методические рекомендации «Использование устного народного творчества как средство развития"

Цель: Активизировать представления педагогов об устном народном творчестве, как средстве патриотического воспитания детей дошкольного возраста...