Из опыта работы «Устное народное творчество как средство развития детской речи» (малые формы фольклора, сказки)
статья по развитию речи

Посаднова Наталья Валентиновна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Из опыта работы

«Устное народное творчество                                         как средство развития детской речи»                                            (малые формы фольклора, сказки)

ВВЕДЕНИЕ

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и  построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных  у других народов». Словесное творчество является средством  культуроосвоения отмечал Н.В. Гавриш.

Особым  источником  формирования  выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно, если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.

Детское творчество начальная ступень в формировании творческой  деятельности. Оно доставляет удовольствие своей свежестью выражения, непосредственностью. Творчество, как детская деятельность даѐт возможность увидеть ребѐнка в другом свете, развивать творческие способности детей. Один из видов детского творчества это словесное творчество, которое вместе с художественно-эстетическим восприятием литературных произведений, творческим характером исполнительской деятельности составляет художественно-речевую деятельность.

Основой развития словесного творчества является устное народное творчество (фольклор). Проблема воспитания детей средствами устного народного творчества была предметом исследования в разные годы существования дошкольной педагогики. В  50 годах изучением роли народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста занимались Н.С. Карпинская, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и другие.  Продолжили работу по данной теме: О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.Н. Илькова и др.

Дошкольное детство самый благоприятный период для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний  день очень значительна. Использование в работе с детьми  произведений устного  народного творчества даѐт удивительные  условия для развития речи,  мотивации поведения,  мышления детей, накопления положительного морального опыта в отношениях. Речь без эпитетов, сравнений, образных выражений  беднеет, превращается  в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную.  В  устном народном творчестве сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре,  храбрости,  красоте,  верности,  правде, трудолюбии.

В процессе знакомства  детей с поговорками,  сказками,  загадками, пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре сочетается слово,  напевность,  музыкальный ритм.  Обращѐнные к  детям потешки, прибаутки,  выражают  заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В поговорках  и пословицах    ярко выражены  различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Важное  место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду,  восхищение мастерством человеческих рук.  Поэтому, фольклор является богатейшим  источником  познавательного и нравственного развития.

В последнее время уровень развития речи детей стал заметно снижаться.  Да потому что с детьми  стали меньше общаться, реже читать книжки. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не  эффективно для развития моторики.

Проведя анализ своей работы  с детьми, пришла к выводу, что нужно искать более эффективные, нетрадиционные  методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть  систематической и непрерывной и  вовлекать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей.

Результативный  способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка  – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.

Гипотеза: изучение устного народного творчества,  используя сказки и  малые формы фольклора.

Глава I. Малые формы фольклора как средства развития детской речи

1.1.  Потешки.

Потешки - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопровождающая игру с пальцами, руками и ногами ребѐнка. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребѐнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, мимики.  Использование потешек помогает родителям и педагогам наладить эмоциональный контакт с ребѐнком, знакомить с окружающим миром. В развитии мелкой моторики большое значение отдаѐтся потешке, потому что ребѐнок не просто двигает руками, а согласует движения рук с текстом потешки. Потешки помогают привить ребѐнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Водичка, водичка,

Умой моѐ личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щѐчки алели

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешки очень помогают наладить эмоциональный контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности: Одевание на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Игры – потешки:

Потешки для знакомства с окружающим миром:

Привяжу я козлика

К белой берѐзке

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся

Белая берѐзка,

Стой, не качайся!

1.2 Загадки как средство развития детской речи

Педагоги широко используют в своей работе загадки.  Они стимулируют ребенка к размышлению, наблюдению, познанию. Средствами загадки формируется любовь к родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии. Они обогащают слух ребенка разнообразными рифмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества -  песнями, сказками, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки. В работе педагога загадка занимает важное место. Загадки можно использовать как  в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми. Основной плюс загадки это то , что она развивает  у детей нестандартное мышление, и ребѐнок вырастает любознательным, активным к поиску человеком. Через загадки дети приобщаются к живой и неживой природе. Загадки о природе помогают нам вспомнить о животных, птицах, насекомых , о правилах и законах природы.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

И кто ей друг –

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб –

Спасайся бегом. (Пчела)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Весной прилетает птица,

Поле вспашут, там кормится. (Грач)

Загадки о грибах дают возможность узнать больше о царстве грибов.

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички

Светло-желтые…(Лисички)

Загадки об овощах и фруктах способствуют развитию логического мышления и знакомят детей с ними в увлекательной форме.

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (Груша)

Загадки существуют на разные темы – про природные явления и времена года, про цветы и космос, про деревья и профессии, про школу и правила дорожного движения и многое другое.

Три глаза - три приказа,

Красный - самый опасный. (светофор)

Дует тѐплый южный ветер,

Солнышко всѐ ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся. (Весна)

Загадки очень полезны для разностороннего развития детей не только дошкольного но и школьного возраста.

1.3 Пословицы и поговорки как средство развития детской речи

За многовековую историю России создано огромное количество пословиц и поговорок. Язык пословиц прост и доступен даже детям, излучает остроту и юмор. С незапамятных времен эти маленькие жемчужины народной мудрости живут в разговорной речи, выражая все оттенки отношения людей в обществе, друг к другу. Они помогают социализации ребѐнка в обществе, доступному пониманию морально – этических норм, развивают мышление детей. Пословицы и поговорки украшают речь ребенка, делая ее более образной и живой, выразительной, расширяется словарный запас, развивается воображение:                                                                                          

- во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»;

- пословицы о труде: «Сделал дело - гуляй смело», «Любишь кататься, люби и саночки возить».

Поговорки и пословицы оказывают воспитательное воздействие на детей дошкольного возраста. Знакомиться с пословицами и поговорками люди начинают в дошкольном детстве, и  сохраняют эти знания на всю жизнь.

Глава II. Сказки как средство развития детской речи.

Обучающие и воспитательные свойства сказки, как педагогического средства, известны с далѐких времѐн. Сказка развивает и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, успокаивает и решает проблемы, и, являясь языком ребѐнка, помогает воспитателям многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и  побуждает ребѐнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля  за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Занятия с использованием сказок строятся по следующей схеме:                                                                                      Слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед чтением сказки проводится подготовительная работа, цель которой  – организовать внимания детей, подготовить их к    восприятию. Это чтение загадок о героях произведения, объяснение отдельных слов или словосочетаний,                 содержащихся в тексте, показ иллюстраций. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном  чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы нацелены на выделение основных элементов сюжетного действия, их последовательности, на определение героев сказок и наиболее значимые детали повествования. «Проживая» сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит хорошим материалом для игры-инсценировки. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому  уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального  развития.                                                                          Сказка для ребѐнка  —   это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребѐнка,    истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Глава III. Исследование особенностей устного народного творчества как средства развития детской речи.

В своей работе я ставила перед собой следующие задачи:

-Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

-Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами.

-Учить понимать сюжет сказок, следить за развитием действия, выделять героев сказки, определять их поступки, поведение.

-Учить понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности.

-Формировать нравственные качества и взаимоотношения детей.

-Развивать внимание, слуховое восприятие литературного текста, образных выражений.

-Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки.

Для выполнения этих задач проводила систематическую, последовательную, планомерную работу с детьми. В своей работе учитывала возрастные возможности, вкусы и пожелания детей.

Для успешного решения задач использовала различные средства:

- Чтение и рассказывание сказок

- Заучивание потешек, стихов

- Рассматривание иллюстраций

- Прослушивание аудиозаписи

- Различные виды театров

- Литературные вечера

- Инсценировки художественных произведений

- Центр книги

- Индивидуальная работа

- Конкурсы загадок, потешек

- Пересказ

- Сюжетно-ролевые игры

- Просмотр мультипликации.

В группе создала соответствующую  предметно – развивающую среду. В центре книги оформила книжную выставку «Сказки наши друзья». Дополнила центр соответствующей литературой. Сделала подборку альбомов по темам: «Герои русских народных сказок», «Герои зарубежных сказок», «Воспитываем сказкой» и т.д. Оснастила группу дидактическими играми такими как: «Сказочные герои», «Волшебные сказки»,  «Сказки»,    «Сказки о животных», «Угадай из какой сказки», «Угадай сказку», «Из какой сказки предмет» и др. Дидактические  игры развивают воображение, память, речь,  внимание, учат  пересказывать. Продолжила работу по подбору художественного слова,  физкультминуток, пальчиковых игр, динамических пауз, считалок,  загадок и т. д.

В работе по сказкам используем театрализованные представления, игры  –драматизации, фланелеграф, пальчиковые театры, настольные театры. Для перевоплощения детей в персонажей сказок в группе оформлен уголок  ряженья, где есть костюмы, маски. Проводилась предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций

-драматизация сказок

-рассказывание сказок

- дидактические игры

-чтение литературных произведений

-просмотр мультипликации

-прослушивание аудио сказок

Художественная литература оказывает влияние на все стороны детской речи, даѐт образец литературного языка, позволяет раскрыть разные стороны речи, способствует развитию связной речи. В течение года были проведены обобщающие итоговые занятия:

- «Лиса в русских народных сказках»

- «Путешествие по русским народным сказкам»

Анализ работы по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и  фронтальных занятий, использование разнообразных методов и способов расширяются и углубляются знания об окружающем мире, происходит развитие связной речи. В работе с детьми я заметила, что дети по-разному проявляют себя в разных видах деятельности:

София Ч., Рома, Матвей П. любят заучивать стихи, потешки и читать их наизусть.

Матвей К., Варя, Софья К. больше внимания уделяют рассматриванию  иллюстраций в книгах, журналах.

София Ч., Матвей П. очень хорошо пересказывают сказки, рассказы.

Артѐм В., Артем К., Ксюша  с удовольствием принимают участие в играх-драматизациях, инсценировках сказок, показах театров.

Но независимо от этого все дети любят слушать сказки и литературные произведения. Для успешного проведения работы я привлекла родителей детей. Провела родительское собрание на тему: «Для чего нужно знакомить ребѐнка с устным народным творчеством», «Ребѐнок и книга». Обновила консультации для родителей по темам: «Как приобщить ребѐнка к  книге», «Сказки в жизни ребѐнка», «Почему нужно читать детям книги».

В уголке для родителей приготовила потешки и стихотворения, которые мы заучивали в группе. Раздала памятки родителям о пользе чтения родителями детям. Родители решили оказать посильную помощь в приготовлении костюмов для театральной деятельности.

В целом уровень речевого развития детей стабилен, что подтверждается результатами диагностики.

В начале года по  результатам диагностики было выявлено, что дети больше внимания уделяли рассматриванию иллюстраций в книгах и альбомах, слушанию литературных произведений, знанию сказок. После проведѐнной систематической планомерной работы дети стали активнее участвовать  в драматизациях сказок, грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказок, выразительно читать стихи и потешки.

Проведѐнные итоговые мероприятия по теме ознакомления детей с художественной литературой прошли очень хорошо. Дети показали отличные результаты.

Глава IV. Формы работы

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.

Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знакомство ребѐнка с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства  –  важнейший этап в развитии человеческой личности.

Дошкольный возраст  –  это возраст когда ребѐнок впитывает в себя всѐ, что ему даѐтся как губка. И чем больше мы заложим в него, тем больше пользы от него будет в будущем. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать в себя большое количество впечатлений.

Дошкольное детство -  это период активного усвоения ребѐнком разговорного языка, становления и формирования всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической.

В этом возрасте ребѐнок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности,  проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребѐнка к овладению связной речи, строится с учѐтом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребѐнка: эмоциональность, непосредственность. Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая  последовательная,    планомерная  работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию.

Сказка в жизни ребѐнка занимает очень большое место. Дети знакомятся с героями сказок и узнают о добре и зле, учатся определять хорошие и плохие поступки, поведение героев сказки. Учатся сопереживать героям сказок. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О.В. «Устное народное творчество как средство развития вырази-тельности речи старших дошкольников»;

2.  Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников»;

3.  Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский

Фольклор»;

4.   Бородич А.М.  «Методика развития речи детей»;

5.   Гербова В.В. «Развитие речи»;

6.  Гриценко А. «Ты детям сказку расскажи…»;

7.  Ельцова О.М. «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета».

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016;

8.  Ермолаева С.Д.  «Сказка в гости к нам пришла».  Издательство  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015;

9.  Жукова О. «Игры со сказками»;

10.  Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи

Особенности использования устного народного творчества как средства развития выразительности речи...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Аттестационная работа «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Выпускная квалификационная работа - программа опытно-исследовательской деятельности, конспекты проводимых занятий, примерный перечень используемых в работе малых фольклорных форм....

Устное народное творчество как средство развития детской речи

Знакомство детей с произведениями устного народного творчества – важное средство художественно-речевого воспитания детей. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые вс...