НОД по развитию речи "Зачем и как человек одевается"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

План НОД

 

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема НОД: «Зачем и как человек одевается».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: расширять и уточнять представления  детей о предметном мире.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об истории создания ткани, вызвать интерес к изготовлению одежды. Помочь детям осмыслить процессы и явления окружающего мира, технологии прошлого (плетение, прядение, ткачество, крашение).

Развивающие: развивать умение действовать в соответствии с предлагаемыми алгоритмами. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать навыки речевого общения.

Воспитательные: вызывать чувство восхищения тому, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более комфортной.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  трудовая,  коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, покраска ткани .

Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование, материалы:  2 стакана, плотная ткань, горячая вода, циновка, полоски бумаги по количеству детей, веретено, кудель, прялка, дидактическая игра «Узнай на ощупь», кастрюля, листья березы, готовые красители, валик, иллюстрации с изображением прядильной машины, ткацкого станка, картинки с изображением березы, конского щавеля, ежевики, зверобоя,  видеоролик «Этапы получения ткани из древесины», телевизор, видеомагнитофон, «Ковер дружбы».

Словарная  работа: циновка, веретено, кудель, природные красители, прясть.

Предварительная работа: экскурсия в ателье, сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Магазин ткани», дидактические игры «Ателье», «Определи на ощупь», «Подбери нужную ткань», рассматривание тканей, совместная покраска ткани,  изготовление циновок из травинок, тонких веточек, чтение литературы по данной теме.

 

Ход НОД

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

 

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приветствует детей на ковре «Дружбы».

Дети приветствуют педагога и друг друга, используя ласковые слова.

 

II. Основная часть

Ребята, вы, конечно, знаете, что такое одежда, ведь вы каждый день одеваетесь. А вот для чего она нужна?

Отвечают.

-Конечно, одежда мешает холодному  воздуху быстро остудить человеческое тело. А если воздух, наоборот, горячий, то она защищает человека от перегрева. Давайте проверим, правильно ли мы думаем.

 

Опытно-экспериментальная деятельность

В два стакана наливает горячую воду, один  стакан заварачивает в толстую ткань.

-Стаканы с кипятком – это наше «тело», а ткань – одежда. Через некоторое время мы проверим, в каком стакане вода остыла, а в каком осталась горячей. Как вы думаете, в «одетом» или «раздетом» стакане кипяток остынет быстрее?

 

 

Наблюдают.

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

 

Распознают на ощупь, называют виды ткани и какое изделие можно из нее сшить.

Проверка эксперимента

 

Наблюдают, делают вывод: одежда необходима  человеку, чтобы не погибнуть от переохлаждения и от перегрева.

-А знаете ли вы, во что одевался первобытный человек? Из чего делали ткани и краски в прошедшие века? Вспомните, мы с вами читали про доисторического мальчика Крека. Из чего делали себе одежду люди его племени?

 

Другие племена  использовали для одежды широкие листья деревьев. Именно этим людям пришла в голову мысль сплести себе одежду и подстилку для отдыха из стеблей растений.  Как они называются? Помните, мы с вами плели циновки из травинок , соломы и веточек.  (Показывает циновки).

Какими они были?

Из чего можно сделать мягкую ткань?

 

 

 

 

 

Из шкур убитых животных. Иглы – кости каких-то зверей,  нитки-жилы животных.

 

 

 

 

 

Циновки.

 

 

 

Жесткие, грубые, неудобные.

Из шерсти животных.

 

  Работа парами: практическая деятельность

- Человек попробовал скручивать тонкие и короткие шерстинки. Получились длинные и прочные нити. Это называется «прясть».

 

 

 

 

Скручивают «нить» из тонких полосок бумаги.

Физминутка

Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом

-Ну как, легко ли вам было спрясть длинную нить? А если надо спрясть нитки на свитер? Так вот, люди с незапамятных времен придумали особое приспособление для того, чтобы прясть было легче, а нитка получилась бы ровная и длинная. Это приспособление называется веретено.

(показывает).

Позже люди придумали привязывать еще непряденые волокна-кудель к специальной подставке. Прясть стало легче (показывает способ прядения на прялке).

Тысячелетиями люди пряли вручную. Это отнимало очень много времени. 300 лет назад в Англии придумали прядильную машину (показ иллюстрации). А еще раньше, 600 лет назад появился вот такой ткацкий станок (показ иллюстрации).

теперь работать стало удобнее и быстрее. В наше время ткань изготавливают на больших предприятиях на огромных станках. И в нашем городе есть такой завод  (фотографии капронового завода) и есть ткацкая фабрика (фотографии).

Посмотрите на свою одежду. Она у вас у всех разная не только по цвету, но и по виду тканей. А почему?

 

-Молодцы, ребята! Вы много назвали животных и насекомых, с помощью которых люди делают нити, а из них уже ткани. А еще человек  научился разделять на волокна – нити стебли таких растений, как лен, крапива, конопля. Научились люди делать нити из древесины  (показ видео

ролика).

Совсем недавно люди научились делать нити из нефти: капрон, лавсан. Вот мы и вспомнили, из чего люди делают нити. Знаем мы и какого цвета они получаются.

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают  веретено.

 

 

 

Рассматривают прялку с куделью.

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают фотографии.

 

 

Рассказывают,  у кого из какой ткани сшита одежда.

 

 

Для изготовления разных тканей используются разные нити: шерсть овец, верблюдов, ламы, пух козы, паутина пауков, кокон тутового шелкопряда (находят и показывают картинки с изображением животных).

 

Смотрят видео.

 

 

 

 

 

Белые.

Создание проблемной ситуации.

-Как изготовить разноцветную, яркую, красивую одежду?

 

Рассуждения детей.

Экспериментальная деятельность

 -Мы сегодня будем красить природными красителями, т.е. красителями, полученными из растений, в частности в березовых листьях. Так как процесс получения отвара долгий, я заранее приготовила такой отвар. (Наливает в миски детям).

 

Предлагает детям отвары с демонстрацией картинок  растений: корня конского щавеля;

цветов зверобоя;

ягод ежевики.

 

 

 

Складывают листья в кастрюлю, наливают воду.

 

Надевают перчатки, кладут кусочки ткани в миски, наблюдают за окрашиванием ткани в зеленый цвет.

 

Окрашивают в желтый цвет.

 

Окрашивают в красный цвет.

Окрашивают в фиолетовый цвет.

 

Показ способов нанесения рисунков на ткань

Демонстрирует нанесение рисунка с помощью валика,  печатей, трафаретов.

Наблюдают.

Практическая работа коллективная

 

Выполняют окрашивание большого куска ткани разными способами.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Организует беседу:  что делали, какое у них настроение и т.

Мотивирует на дальнейшее получение знаний: мы с вами сегодня вспомнили как и с помощью чего люди изготавливают ткани. А что с ней делают, чтобы получить красивую,  удобную, добротную одежду, мы узнаем в следующий раз.

Отвечают на вопросы

 

 

   

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: «Урок вежливости» в средней группе по развитию речи «Зачем говорят, здравствуйте?»

Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «волшебные слова», но и всегда старается сделать приятно другим людям....

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

Конспект НОД по развитию речи "Зачем нужен дом?"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи по ФГОС  Тема «Зачем нужен дом?»Группа: вторая младшая. Цели: расширять и активизировать словарный запас по ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Человек"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Человек"...

Открытое занятие по развитию речи детей 2-3 лет "Одеваемся на весеннюю прогулку"

В помещенном материале содержится конспект открытого занятия по развитию речи детей 2-3 лет для закрепления пройденного материала по теме "Весна". Используются следующие виды деятельности: п...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "Одеваемся теплей"

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи...