Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ФФНР "Здравствуй, Зимушка-зима".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Валевич Наталья Владимировна

Занятие включает в себя разнообразные виды работы по расширению и активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Игровая форма занятия делает его доступным, интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_zanyatiya.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование связной речи посредством ознакомления с окружающим

               миром.                          

Задачи:

Образовательные:

-закреплять знания о признаках зимы;

-активизировать словарь по теме;

-подбирать синонимы;

-работать над образованием родственных (однокоренных) слов по теме;

-работать над грамматической категорией падежа при изменении слов;

-составлять самостоятельные рассказы о зиме по плану и образцу педагога;

-учить отвечать полными ответами;

Коррекционно-развивающие:

-развивать речевую активность детей;

-развивать зрительную память и слуховое внимание;

-развивать координацию речи с движением;

-развивать тонкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать любовь к родному языку;

-совершенствовать навыки совместной деятельности в коллективе.

Оборудование: картинки зимы, конверт с письмом  Звездочёта, звёздочки, мяч,

                                       план рассказа, пластиковые пробки от пузырьков.

                                                          Ход занятия.

I. Орг. Момент.  

-Здравствуйте, дети. (Дети молча наклоняют голову в знак приветствия).

 Сейчас сядет тот, кто правильно назовёт сок (логопед называет любой фрукт или ягоду, а дети дают название сока).

-А теперь я называю вам животное, а вы - его детёнышей. (Дети тихо садятся на свои места).

II. Беседа по теме.

Раздаётся стук в дверь и логопед получает письмо.

-Ребята, нам прислали письмо. Это письмо от Звездочёта. Интересно, что там написано. Давайте прочитаем.

Логопед открывает конверт и читает: «Здравствуйте, дети. Спешу вам сообщить неприятную новость (пауза). Дело в том, что за время праздников я потерял все свои звёзды с волшебного колпака. Какой же я после этого Звездочёт? Я знаю, что только вы сможете мне помочь! Вы согласны?                                                                                                                    

-Да.

-Но дело это непростое. Надо постараться. Как только вы выполните все задания, звёзды вернуться на мой колпак, и он снова станет волшебным. Так вы согласны?»

-Да.

-Ещё необходимо выполнять одно правило: «Возьмём себе за правило с места не кричать. Будем руку поднимать, а потом уж отвечать».

1.-Итак, первое задание. Вам нужно отгадать загадку:

                        Запорошила дорожки,

                        Разукрасила окошки.

                        Радость детям подарила

                        И на санках прокатила!

 -Зима.

 -Молодцы! Вы догадались, ребята, что речь сегодня пойдёт о зиме.

  Выставляются разнообразные картинки с изображением зимы.

2.- Теперь, следующее задание. Давайте поговорим о зимних приметах. Какая самая

    главная примета зимы?

   -Снег.

   -Вспомните, какой бывает снег зимой.

   -Белый, холодный, липкий, рассыпчатый, блестящий, пушистый, мягкий и т.д. (За               каждый правильный ответ дети получают «волшебную звёздочку» на стол).

-Что делает снег?

-Он падает с неба, кружится в воздухе и ложится на землю, деревья, крыши домов, заборы, машины. Снег покрывает землю, как белое пушистое одеяло.

-А теперь вспомните, какой бывает ветер зимой!

-Сильный, холодный, северный, ветер-драчун, ветер-забияка (получают звёздочки).

-Что делает зимний ветер?

-Дует с севера, завывает, срывает головные уборы, сдувает снег с деревьев.

-Какие деревья стоят зимой?

-Деревья зимой стоят голые, без листьев, но они надели снежные шапки и шубки.

-А какая зимой погода?

-Погода зимой бывает разная. Если светит солнце, то погода солнечная, ясная, безоблачная, морозная, весёлая. Если солнца нет, то погода пасмурная, облачная, хмурая, ненастная. Если идёт снег, то погода снежная, а если дует ветер, то ветреная.  А если вдруг потеплело, то, значит, наступила оттепель.

-Ребята, а что делают птицы и звери зимой?

-Птицы прячутся от холода на подоконниках, на крышах домов, на трубах. Звери линяют и тоже прячутся в своих домиках. Все ждут прихода весны.

Теперь все дети имеют на столах «волшебные звёздочки» за правильные ответы.

-Ребята, посмотрите, сколько звёздочек вы собрали для волшебного колпака Звездочёта!

3.Игра «Подбери родственное слово».

  - Вы правильно сказали, что главная примета зимы – это снег. Давайте мы поиграем                         с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово СНЕГ.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю…(СНЕГ).

С неба всё скользят пушинки – серебристые…(СНЕЖИНКИ).

На деревья, на лужок тихо падает…(СНЕЖОК).

Вот веселье для ребят – всё сильнее…(СНЕГОПАД).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в…(СННЕЖКИ).

Словно в белый пуховик  нарядился…(СНЕГОВИК).

Рядом снежная фигурка – это девочка…(СНЕГУРКА).

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…(СНЕГИРИ).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…(СНЕГ).

-Какие слова вы добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей).

III. ФЗМ «Снежинки».

Ой, летят, летят снежинки-

Белоснежные пушинки.                         Плавные взмахи руками.

Это зимушка-зима                                   Отводим в сторону то правую, то левую руку.                  

Рукавами повела.

Все снежинки закружила                       Покружиться и присесть.

И на землю опустила.                                                    

IV. Рассказы о зиме по плану и образцу.

На доске нарисован план рассказа и стоят картинки с изображением зимы. Логопед даёт образец рассказа с использованием плана и картинок. Затем заслушиваются 2-3 рассказа детей, которые получают «волшебные звёздочки».

        Наступила зима. Кругом лежит снег. Снег белый, пушистый, мягкий, холодный, если на улице тепло, то снег липкий. А если на улице мороз, то снег рассыпчатый. Снег падает с неба, кружится в воздухе, танцует и ложится на землю, на деревья, на заборы, на машины. Снег покрывает всю землю, как белое пушистое одеяло. Снег хрустит под ногами. Зимой деревья стоят голые, без листьев, но они надели снежные шапки и шубки. Ветер зимой сильный и холодный, потому что дует с севера. Ветер-драчун и забияка. Он срывает снег с деревьев и головные уборы. Погода зимой бывает разная. Если на улице светит солнце, то погода солнечная, ясная, морозная. Если солнца нет, то погода пасмурная и хмурая. А если потеплело среди зимы, то наступила оттепель. Птицы улетели в тёплые края. Те птицы, которые остались зимовать, прячутся от холода на крышах домов, на подоконниках. Звери в лесу линяют и тоже прячутся в свои домики от холода. Медведь спит в берлоге. У него зимой появляются медвежата. Заяц зимой стал белым, а белка серой. Все ждут прихода весны.

V. Зимние забавы.

-А во что можно играть зимой, какие вы знаете зимние забавы?

-Катаемся на санках, на лыжах, на коньках, играем в снежки, лепим снеговиков.

1.Игра «Закончи предложение»

    -Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК.

Мы решили слепить… (СНЕГОВИКА).

Мы приделали нос-морковку нашему…(СНЕГОВИКУ).          

Мы показали друзьям нашего…(СНЕГОВИКА).                        Раздаются волшебные            

Мы играли с нашим…(СНЕГОВИКОМ).                                                    звёздочки.

Мы рассказали бабушке о …(СНЕГОВИКЕ).

2.Игра «Какое слово лишнее».

-Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны и найдите это слово.

Каток, платок, каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.                        Раздаются волшебные

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.                                                 звёздочки.

3. Игра «Лыжники».

-Вы всё правильно ответили, и сейчас я превращу вас в лыжников. Кто такие лыжники?

У каждого из вас на столе по 2 пробки – это лыжи. Покажите указательный и средний пальцы на правой руке. А теперь поставьте их в пробки, как «ноги». Двигаем пальчиками, как «на лыжах», делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры.

VI. Итог занятия.

-О чём мы сегодня с вами говорили?

-Кому мы помогали?

-Вы так хорошо отвечали, справились со всеми заданиями, получили много «волшебных звёзд». Звёзды мы вернём на колпак Звездочёту, чтобы он снова стал волшебным. Но каждый из вас получить на память по одной «волшебной» звёздочке. Эти звёздочки будут вашими помощницами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.

Перспективный план по развитию речи в старшей группе детского сада....

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Планы занятий

Занятие 2. Учимся вежливости   Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обо...

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий

laquo;Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой....