Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бронзова Эльвира Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет

 «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет

 «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Тип занятия

Занятие творческого применения знаний и умений

Вид занятия

Занятие-игра

Цель занятия

Расширять представления детей о железной дороге и железнодорожных профессиях на основе произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный».

Программные задачи

Формировать представление детей об окружающем мире, множества городов нашей Родины – России. Познакомить с картой России. Закреплять умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессиональной деятельности для общества.

Активизировать словарь детей при помощи песен, загадок, стихов. Упражнять детей в выразительности рассказывания по ролям и коротких диалогов.

Развивать творческую активность в процессе проигрывания произведения. Воспитывать качества личности: ответственность, патриотизм, уважение. Учить понимать юмористический характер произведения.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

Чтение произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», заучивание с детьми отрывков из рассказа, заучивание песен человека рассеянного, проводниц, дежурного по вокзалу, осмотрщика пути.

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 2 мин, основная часть – 15 мин, заключительная часть  – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

Железнодорожная форма для машиниста, кассира, проводниц, дежурного по вокзалу (сигналы светофора: красный и желтый), осмотрщика пути (оранжевый жилет, пояс с инструментами), напольная железная дорога, плоскостной вагон, касса, билет, буфет, бутылка кваса, колокольчик, восковой мелок.

Для рассеянного: сумка, чемодан, зонт, перчатки, сковорода, два разных по размеру пальто, ботинки, рубашка, гамаши, брюки, шляпа, очки.

Для жены рассеянного: халат, тапочки, коляска с куклой.

Интерьер квартиры: кровать, вешалка с вещами и т.п.

Словарь детей: диспетчер, кассир, проводник, дежурный по вокзалу, осмотрщик пути, машинист, вагоновожатый.

Виды детской деятельности

Восприятие художественной литературы

Ход игровой деятельности

На стене висит карта России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту.

Вопросы воспитателя:

- Какая страна изображена на карте? (Россия – наша Родина)

- Назовите столицу нашей родины? (Город Москва)

- А в каком городе мы живем? (В Уссурийске – наша малая Родина, там, где мы родились)

- А какие города нашей России вы знаете? (Дети называют.)

Воспитатель: В нашей стране России очень много городов, и они находятся на очень дальнем расстоянии друг от друга.

- А как попасть из одного города в другой? (На транспорте: автомобиль, самолет, поезд).

Правильно, один из быстрых способов попасть в другой город – это на поезде. Поэтому люди придумали железную дорогу.

- Из чего состоит поезд? (Локомотив и вагоны)

 (Воспитатель показывает картинку пассажирского поезда)

Загадка:

Я зашел в зеленый дом,

 Но не долго пробыл в нем.

 Оказался этот дом

 Быстро в городе другом. (Поезд)

- А какой еще вы знаете транспорт, который ездит по рельсам? (Трамвай)

 (Воспитатель показывает картинку трамвая)

- Правильно, трамвай ездит по рельсам – это городской транспорт. Управляет трамваем вагоновожатый. Днем трамвай развозит пассажиров по городу по определенному маршруту, а ночью он отправляется в депо на отдых.

Когда трамвай ездит, то его сопровождает такой звук (Звон колокольчика)

Загадка:

Шумный городской вагон –

 Пассажиров любит он.

 Видишь рельсы – не зевай!

 Здесь работает… (Трамвай)

Ребята, есть такой рассказ, его написал Самуил Маршак «Вот какой рассеянный», который жил в городе Ленинграде, сейчас этот город переименовали Санкт-Петербургом. И как-то раз он собрался поехать на поезде в Москву. Я вам предлагаю обыграть этот рассказ. А потом вы мне расскажите, почему этого человека назвали рассеянным? (Дети выбирают рассеянного и его жену)

 (В группе стоят атрибуты квартиры - в одном углу, атрибуты ж/д вокзала (касса, буфет, железная дорога, вагон) – в другом углу, на полу полукругом нарисованы «рельсы для трамвая»); (остальные дети садятся на стульчики)

Часть 1 (действия в квартире)

Воспитатель:

Жил человек рассеянный

 На улице Бассейной.

 (Человек рассеянный зевает, садится на кровать, потягивается, трет глаза, берет брюки)

Сел он утром на кровать,

 Стал рубашку надевать,

 В рукава просунул руки

 Оказалось, это брюки. (Сидит на кровати, надевает брюки на руки)

Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

 (Подбегает жена, дает рубашку, помогает одеваться правильно, звучит быстрая мелодия)

Стал натягивать гамаши – (надевает гамаши)

 Говорят ему:

Жена: «Не ваши» (забирает гамаши, подает брюки, помогает одевать правильно, звучит быстрая мелодия, звучит быстрая мелодия)

Вместо валенок перчатки

 Натянул себе на пятки.

 (Натягивает перчатки на ноги, подбегает жена, стягивает перчатки с ног, дает ботинки, звучит быстрая мелодия)

Надевать он стал пальто - (надевает маленькое пальто)

 Говорят ему:

Жена: «Не то!» (Забирает маленькое пальто, дает другое)

Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

 Вместо шапки на ходу

 Он надел сковороду.

 (Хватает чемодан, сумку, надевает сковороду, подбегает жена, забирает сковороду, дает зонт, отправляет, машет рукой вслед)

Воспитатель: Наконец-то наш рассеянный оделся, но пока он так долго одевался, опоздал на трамвай, который ехал до железнодорожного вокзала. Ребята, давайте поможем рассеянному и довезем его на нашем трамвае. Вот рельсы, мы станем в две полосы по рельсам. Я буду вагоновожатым – управлять трамваем, Рассеянный внутри него, а ваша главная цель – строго идти по рельсам.

Воспитатель (при движении)

Этот город запылённый

 Большей радости не знал,

 Чем пустить трамвай зелёный

 От Бассейной на вокзал.

 И по рельсовой дороге

 Он по городу бежал,

 Разогнав стальные ноги,

 Мелодично дребезжал.

 (Звенит колокольчик)

Человек рассеянный:

Глубокоуважаемый вагоноувожатый

 Вагоноуважаемый глубокоуважатый!

 Во что бы то ни стало, мне надо выходить,

 Нельзя ли у трамвала вокзай остановить.

Воспитатель:

Вожатый удивился,

 Трамвай остановился.

 Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

 (Дети снова садятся на стульчики, кассир и буфетчица становятся на свои «рабочие места»)

Раздается голос диспетчера:

«Внимание, внимание, поезд Ленинград – Москва отправляется через пять минут».

 (Звучит быстрая музыка, рассеянный бегает из кассы в буфет, из буфета в кассу, наконец, покупает билет в кассе и квас в буфете)

Воспитатель:

Побежал он на перрон,

 Влез в отцепленный вагон,

 Внес узлы и чемоданы,

 Рассовал их под диваны,

 Сел в углу перед окном

 И заснул спокойным сном.

 (Садится в отцепленный вагон, засыпает).

А мы давайте поиграем.

Физкультминутка. «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Идут мимо вагона две проводницы, поют песню.

Песенка Проводниц (под фонограмму песни «О белых медведях»)

1. В железнодорожной форме,

 Красивые ресницы,

 Кто же мы такие? -

 Девчонки проводницы.

 Вы к нам с любой проблемой

 Спешите подойти,

 Любую неисправность

 Мы устраним в пути.

2. Мы рады пассажирам,

 Встречаем на перроне,

 Билеты проверяем,

 Разносим чай в вагоне.

 Следим мы за порядком

 И будим всех людей,

 Чтоб каждый вышел вовремя

 На станции своей.

Рассеянный: Это что за полустанок?

Воспитатель:

Закричал он спозаранок.

 А с платформы говорят:

Проводницы: Это город Ленинград.

Воспитатель: Он опять поспал немножко (Рассеянный опять уснул)

Идет мимо Дежурный по вокзалу, поет песню.

Рассеянный:

Что за станция такая –

 Дибуны или Ямская? –

Воспитатель: А с платформы говорят:

Дежурный: Это город Ленинград.

Воспитатель: Он опять поспал немножко. (Рассеянный уснул)

Идет обходчик пути, поет песню:

Это что за остановка,

 Бологое иль Поповка? –

Воспитатель: А с платформы говорят:

Осмотрщик: Это город Ленинград!

Рассеянный:

Это что за шутки!

 Еду я вторые сутки,

 А приехал я назад,

 А приехал в Ленинград?! (Спрашивает у зрителей, они отвечают)

Все:

Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

Воспитатель: Ребята, объясните рассеянному, почему же он оказался в Ленинграде, а не в Москве, куда он собирался поехать! Ведь он и билет купил?

 (Потому что рассеянный сел в отцепленный вагон. А вагон без локомотива не может ехать. А локомотивом управляет машинист).

Ребята, правильно. Но что бы ездили поезда по железной дороге, нужен не только машинист, но и много других людей, профессии которых называются одним словом – железнодорожники. Какие профессии мы сегодня обыграли? (Проводницы, дежурный по вокзалу, обходчик пути, кассир, диспетчер).

А кто управляет трамваем? (Вагоновожатый)

Воспитатель: Но что же делать с рассеянным? Как ему помочь? Давайте поиграем в «Поезд» и довезем рассеянного. Игра на внимание: когда я скажу «Локомотив» - вы все цепляетесь друг за другом и едите за машинистом, а когда скажу «Вагоны» - вы врассыпную танцуете под музыку.

Выходит машинист, становится первым. Остальные – вагоны. Дети цепляются друг за друга и играют под песню «Мы в поезде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи. Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой,...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи с элементами экспе...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: «Чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Это конспект занятия по развитию речи ...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.Ход проведения:I. Организационный моментДети заходят в зал и присаживаются на стульчики....

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршака из цикла «Детки в клетки».

Конспект занятияпо развитию речи  во 2 младшей группе Тема: «Чтение стихотворений С.Я. Маршакаиз цикла «Детки в клетки»....

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Мяч&ra...