РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
консультация по развитию речи на тему

Сайт средней группы МБДОУ Детский сад №342 Теремок

Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа и освоение его формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту – малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи также относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни. Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:

Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ, топ…
Маленькие ножки бежали по дорожке: скок, скок, скок, скок…

Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история. Например:

Сова, совинька, сова – большая голова.
На колу сидела, в стороны глядела,
Головой вертела.

Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями нужно переключить внимание малыша на яркую красочную игрушку (куклу, кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения рассказыванием потешки. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам в детском саду: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру, а перед воспитателем стоит задача помочь малышам в этом. Е. Н. Водовозова определила использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми.

Фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия и для воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста. Именно в это время происходит наиболее интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа и освоение его формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.

Сочетаясь с реальностью, поэтический материал «детского фольклора» постепенно преображает ее для ребенка, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчеркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащая речь маленького человека.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно подметил А. А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т. д. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов). Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком.

Особую роль в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста играют сказки. Они показывают детям, как дружба помогает победить зло («Заюшкина избушка»), как добрые и миролюбивые оказываются в выигрыше («Морозко»), что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Иван – коровий сын»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более четко, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, часто красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, красавица, рукодельница, скромница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит развитие ребенка, как личности. Это далекая цель, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В русских народных сказках нет прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в содержании каждой сказки всегда заложена основная поучительная мысль, которую дети воспринимают, не однажды возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся давать оценку поступкам героев, разделяют их на положительных и отрицательных. Они знают, кто из героев нехорошо поступил, струсил, обманул, как помочь обиженному, защитить его. У детей очень хрупкая и ранимая психика, но богатое воображение, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, гордости за нее. В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество рисует конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения фольклора могут стать эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю. Все это возможно при соблюдении следующих условий:

1. если ознакомление с народным творчеством входит как составная часть в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни;

2. если осуществлен правильный отбор произведений народного творчества, которые в наибольшей степени помогают воспитанию патриотических чувств;

3. если у детей уже сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам и былинам. Идейное содержание этих произведений – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Если у детей появится интерес к различным произведениям народного творчества, то это может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к Родине, ее истории, природе, труду людей.

В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе. Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций.

Познавательную роль фольклора отметил Г. Н. Волков: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи».

Знакомство с произведениями народного творчества дает детям возможность понять «этнопсихологические особенности людей», узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционными блюдами русского народа (колоб - толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки; это чисто русское хлебное изделие, которое пекли лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба; только на него шли остатки разной муки – все, что было в доме, и все поскребки квашни), но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия: «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, – с языком.

В произведениях фольклора хорошо просматривается идея гармоничной связи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Например, во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться и которую надо беречь («Зимой тепла, как у нищего добра»; «Не беречь поросли – не видать и дерева»; «Был бы лес, а соловьи прилетят».).

Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое тесно связано с природой, так как проходило оно всегда на природе. Итак, экологическое воспитание, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» писал о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки».

Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит...

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

О роли устного народного творчества в воспитании детей....

Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста

Материал может быть использован при подготовке к пед. совету...

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста

Роль устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными...

Роль устного народного творчества в воспитании детей

О значении устного народного творчества...