Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

    Кудрявцева Анжела Геннадьевна

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р.

     

    Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1«Аленушка» г.Жердевка.

     

    Цель: автоматизировать звуки [р], [р”] в слогах, словах, предложениях и в речи.

     

    Задачи:

    Дифференциация звуков [р], [р”];

    Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

    Закрепление умения делить слова на слоги, составлять предложения, схемы предложений.

    Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

    Обогащение словарного  запаса.

     

    Ход занятия

    1.     Организационный момент.

    Артикуляционная гимнастика: «Траговорки»

    Воспитатель                                                Дети

    В парке ровная гора,                               ра-ра-ра, ра-ра-ра.

    Утром едем на метро,                             ро-ро-ро, ро-ро-ро.

    Краской красим конуру,                         ру-ру-ру, ру-ру-ру.

    В парке кружат комары,                        ры-ры-ры, ры-ры-ры.

    У ворот стоит баран,                               ран-ран-ран, ран-ран-ран.

    Кира, украшай пирог,                             рок-рок-рок, рок-рок-рок.

    К озеру идем с ведром,                          ром-ром-ром, ром-ром-ром.

    В огороде есть горох.                             рох-рох-рох, рох-рох-рох.

    (дети проговаривают вместе с воспитателем)

    Тра, тра, тра — погуляли до утра.

    Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

     Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

    Тры, тры, тры — зажигаются костры.

    II.Основная часть занятия

    Игра «Доскажи словечко»

    Лесники ее котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь : «Кошка, брысь!»,

    Потому что это …. (Рысь).

    В. –Ребята найдите на картине как выглядит рысь? (рассматривают картинку рыси)

    В. –Какой первый звук в слове «рысь»? ( «Р»)

    Какой буквой он обозначается ? Покажите на нашем алфавите кто знает?

     На что похожа буква «Р»?

    А в слове «рысь» звук «р» какой?

    Гласный или согласный?

    (Это звук несвободный, есть преграда – язык, значит это - согласный звук)

    Давайте назовем это слово еще раз. Звук «Р» твердый или мягкий?

    Звуко-буквенный анализ слова

    Подберите к слову «рысь» подходящую схему. На доске несколько вариантов схем.

                 

     

    Физминутка

    На кого похожа рысь. (дети показывают и имитируют движения).

    Рысь просыпается рано- ранёхонько

    (дети просыпаются и потягиваются)

    Побежала на мосток

    Умывается белёшенько.

    Носик мыла,

    Хвостик мыла, и за лапки не забыла ( дети имитирут движения).

    - Ребята , а что значит побежать «Рысью»? (дети показывают быстрый бег на месте).

    Выберите картинки, названия которых начинаются  с мягкого звука «РЬ» Детям предлагаются картинки: река, робот, морковь, пират, редиска, репка, корабль, портрет.  Придумайте свои слова с мягким согласным звуком «рь».

     

    Игра «Мешочек – коробочка»

    Воспитатель называет слова, дети определяют твердость или мягкость первого согласного звука в слове, кладет фишку-заменитель в мешочек (с мягким согласным) или коробочку (с твердым согласным).

    Слова для игры:  река, рыба резинка, работа, ремонт, ружье, риск, робот, рак, редиска, рука, ромашка, розетка, репка, редька, рана.

     

    Игра «Слоговой аукцион»

    Придумайте как можно больше слов со слогом:

    Ра - рама, работа, ракушка, ракета

    Ро – ромашка, робот, рокот, рост

    Ре- редиска, репка, ремонт, репейник.

    Ру – ружье, рука, рубашка, русалка

     

    Игра «Рассели жильцов»

    На столе картинки.  Детям предлагается расселить в домик «1» слова состоящие из одного слога, В домик «2» из двух слогов, в домик «3» из трех слогов. (рис, ромашка, репа, ракушка, рубашка, рысь, река, ракета, рот, рука)

    Составьте предложения с одним из слов.

    У каждого ребенка конвертик с полосками разной длины. Подвести детей к тому,  что существуют короткие и длинные слова, предложения начинаются с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Дети произносят предложения с нужной интонацией.

     

    3.Подведение итогов

    В. – Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

    - А какие звуки обозначает буква «Р»?

    -Что вам понравилось больше всего?

    - Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо занимались, правильно произносили звуки «р», и «рь», отвечали на вопросы, расселяли жильцов, составляли схемы предложений.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx18.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Согласные звуки [р], [р”], буква  Р, р.

    Автор занятия: Кудрявцева Анжела Геннадьевна,  воспитатель МБДОУ д/с №1«Аленушка» г.Жердевка.

    Цель: автоматизировать звуки [р], [р”] в слогах, словах, предложениях и в речи.

    Задачи:

    Дифференциация звуков [р], [р”];

    Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

    Закрепление умения делить слова на слоги, составлять предложения, схемы предложений.

    Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

    Обогащение словарного  запаса.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Артикуляционная гимнастика: «Траговорки»

    Воспитатель                                                Дети

    В парке ровная гора,                               ра-ра-ра, ра-ра-ра.

    Утром едем на метро,                             ро-ро-ро, ро-ро-ро.

    Краской красим конуру,                         ру-ру-ру, ру-ру-ру.

    В парке кружат комары,                        ры-ры-ры, ры-ры-ры.

    У ворот стоит баран,                               ран-ран-ран, ран-ран-ран.

    Кира, украшай пирог,                             рок-рок-рок, рок-рок-рок.

    К озеру идем с ведром,                          ром-ром-ром, ром-ром-ром.

    В огороде есть горох.                             рох-рох-рох, рох-рох-рох.

    (дети проговаривают вместе с воспитателем)

    Тра, тра, тра — погуляли до утра.

    Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

     Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

    Тры, тры, тры — зажигаются костры.

    II.Основная часть занятия

    Игра «Доскажи словечко»

    Лесники ее котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь : «Кошка, брысь!»,

    Потому что это …. (Рысь).

    В. –Ребята найдите на картине как выглядит рысь? (рассматривают картинку рыси)

    В. –Какой первый звук в слове «рысь»? ( «Р»)

    Какой буквой он обозначается ? Покажите на нашем алфавите кто знает?

     На что похожа буква «Р»?

    А в слове «рысь» звук «р» какой?

    Гласный или согласный?

    (Это звук несвободный, есть преграда – язык, значит это - согласный звук)

    Давайте назовем это слово еще раз. Звук «Р» твердый или мягкий?

    Звуко-буквенный анализ слова

    Подберите к слову «рысь» подходящую схему. На доске несколько вариантов схем.

    Физминутка

    На кого похожа рысь. (дети показывают и имитируют движения).

    Рысь просыпается рано- ранёхонько

    (дети просыпаются и потягиваются)

    Побежала на мосток

    Умывается белёшенько.

    Носик мыла,

    Хвостик мыла, и за лапки не забыла ( дети имитирут движения).

    - Ребята , а что значит побежать «Рысью»? (дети показывают быстрый бег на месте).

    Выберите картинки, названия которых начинаются  с мягкого звука «РЬ» Детям предлагаются картинки: река, робот, морковь, пират, редиска, репка, корабль, портрет.  Придумайте свои слова с мягким согласным звуком «рь».

    Игра «Мешочек – коробочка»

    Воспитатель называет слова, дети определяют твердость или мягкость первого согласного звука в слове, кладет фишку-заменитель в мешочек (с мягким согласным) или коробочку (с твердым согласным).

    Слова для игры:  река, рыба резинка, работа, ремонт, ружье, риск, робот, рак, редиска, рука, ромашка, розетка, репка, редька, рана.

    Игра «Слоговой аукцион»

    Придумайте как можно больше слов со слогом:

    Ра - рама, работа, ракушка, ракета

    Ро – ромашка, робот, рокот, рост

    Ре- редиска, репка, ремонт, репейник.

    Ру – ружье, рука, рубашка, русалка

    Игра «Рассели жильцов»

    На столе картинки.  Детям предлагается расселить в домик «1» слова состоящие из одного слога, В домик «2» из двух слогов, в домик «3» из трех слогов. (рис, ромашка, репа, ракушка, рубашка, рысь, река, ракета, рот, рука)

    Составьте предложения с одним из слов. 

    У каждого ребенка конвертик с полосками разной длины. Подвести детей к тому,  что существуют короткие и длинные слова, предложения начинаются с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. Дети произносят предложения с нужной интонацией.

    3.Подведение итогов

    В. – Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

    - А какие звуки обозначает буква «Р»?

    -Что вам понравилось больше всего?

    - Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо занимались, правильно произносили звуки «р», и «рь», отвечали на вопросы, расселяли жильцов, составляли схемы предложений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Согласные звуки [р], [р”], буква Р, р.

    Конспект занятия по развитию речи  для детей подготовительной группы....

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

    На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком "Ш"

    Цель занятия:- познакомить с буквой «Ш»;- закрепление образов букв. Задачи:Коррекционно – образовательные:- уточнить артикуляцию звука [ш];- расширить словарный запас.Коррекционно – развивающие:-...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

    Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....

    Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Согласные звуки М и МЬ, буква М"

    Конспект НОД по обучению грамоте "Согласные звуки М и МЬ, буква М"....

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [р], [р’]»

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [р], [р’]»...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В»

    Занятие по развитию речиКонспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе«Звуки В — Вь. Буква В»Задачи:образовательные— закрепить знания по пройденным буквам&mdash...