«Развитие речи старших дошкольников в совместной деятельности с детьми».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

   В нашей группе речевому развитию детей уделяется много внимания, вся работа складывается  в определенную систему педагогического процесса и представляется так: 

Специально организованное обучение.

Совместная деятельность  с детьми .

 Самостоятельная деятельность  детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие речи старших дошкольников  в совместной  деятельности с детьми».

               

   В нашей группе речевому развитию детей уделяется много внимания, вся работа складывается  в определенную систему педагогического процесса и представляется так:  

Специально организованное обучение.

Совместная деятельность  с детьми .

 Самостоятельная деятельность  детей.

 В начале работы  перед нами стояли следующие задачи:

 Знакомство с окружающим миром: Знакомство детей с названиями и назначениями предметов ближайщего окружения, со свойствами и качествами этих предметов. Развитие у детей познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира.

 Сенсорное воспитание: Совершенствование  восприятие детей путем активного использования всех органов  чувств, умению подбирать предметы по одному- двум качествам.

 Лексика: Пополнение и активизация словаря детей по всем лексическим темам. Употребление в речи имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов.

 Развитие общих речевых навыков: Формирование правильного темпа речи, четкость дикции, выразительность речи.

 Связная речь: Умению детей давать полные ответы на вопросы, пересказ текста, составление коллективных и индивидуальных рассказов.

 Логическое мышление: Обучение детей отгадыванию загадок, а затем самостоятельному составлению описательных загадок, находить ассоциации, делать выводы.

  Саморегуляция: Формирование произвольных процессов – умение соблюдать правила коллективной игры, развитие выдержки, умение слушать других.

 Работу по речевому развитию детей мы начали с создания развивающей среды в группе. Нами был создан уголок речевого развития, который мы наполнили новыми дидактическими играми: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Звуковые часы», «Найди различия», «Что сначала, что потом».

 Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Моё любимое животное» (с рисунками и рассказами детей), «Мы играем» (альбом фотографий), «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду), «Выражения народной мудрости» ( пословицы, поговорки), «Тайна имени», «Традиционная народная кукла», «Сказки – загадки».

 Подобраны серии картинок:

  •  Расскажи сказку по серии картинок.
  •  Серии картинок по развитию связной речи.
  •  Предметные и сюжетные картинки по развитию речи.

 Изготовили схемы составления описательных рассказов.

Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д.. Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания и различных дидактических игр по развитию речи.: «Придумай историю», « Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин», «Где спрятался зайка?», «Кто, что?», «Назови наоборот».

 Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. Таким образом, мы постарались создать условия для овладения детьми навыками речи.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому работа в группе  предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. Была разработана программа по ознакомлению со звучащим словом, в которой широко представлены игровые упражнения, игры, наглядные средства, что способствует общему речевому развитию детей, помогает овладеть богатством родного языка.  Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу. Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Активизировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Мы старались, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.  Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной  и совместной деятельности по развитию речи использовали  скороговороки.  Совместно с ребятами  изготовили альбом скороговорок , который был использован в самостоятельной деятельности.

 Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки. Произнесение скороговорок носит творческий характер: произнеси четко, с изменением темпа и силы голоса, выразить настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку). С этой целью мы в своей работе использовали не только скороговорки, но и потешки.

 Нами была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки.  Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна. В совместной деятельности с детьми проводились игры «Придумай загадку», где дети самостоятельно придумывали загадки на различные темы.

Для полного использования развивающего потенциала детей  применялись стихи в режимных моментах, во время игр с целью создания благоприятной речевой среды. Стихи подбирались по лексическим темам, календарным праздникам, временам года. Для родителей в группе создавался альбом « Учим вместе». Много времени в группе  уделялось экологическому воспитанию, в процессе работы дети учились видеть прекрасное в природе, замечать и описывать изменения в природе, бережно относиться к этой красоте. Эта работа  способсвовала  обогащению словаря детей и развитию речи. Много времени уделялось работе с календарем природы, где упорядочивались сезонные представления детей о погоде, и изменениях в природе В своей работе мы широко использовали народные игры.  Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно. В  совместной работе  много использовалось художественной литературы. В книжном уголке постоянно менялась сезонная подборка книг и стихов.  Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям. В повседневной жизни  были использованы авторские сказки, вместе с детьми сочинялись сказки и рассказы на заданную тему. Ребятам эта работа очень нравилась, и они с удовольствием включались в работу. Например: детям предлагалась первая фраза, затем каждый  предлагает свою фразу в продолжение предыдущей. Эта работа помогает слушать друг друга, развивать фантазию, умения правильно строить предложения.

 Совместно с воспитателями сочинили сказку « Приключения Бельчонка»»; сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Дружные звери». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.

Старшие дошкольники инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, истории-сказки с элементами музыцирования, а также спектакли собственного сочинения. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Для постановки спектаклей  использовали декорации, костюмы , гримёрную, различные виды театров.    

 

 В речевом  воспитании  дошкольника  широко  использовались  словесные игры. Это игры  содержанием  которых  являются разнообразные  знания  имеющиеся  у  детей , и  само  слово.  Словесные игры развивают  внимание , сообразительность. Быстроту  реакции,  связную  речь. В  начале  года детям  были предложены игры с  овощами и фруктами : «Вершки- корешки»,  « Угадай на ощупь», « Загадай, мы отгадаем»,  затем  проводились игры  с комнатными растениями .  В этих  играх  ребенок должен  не  только  описать  растение но и правильно  назвать  его.  Например  говоря о листьях ,  ребенок  должен  описать их  форму, окраску , поверхность: « Найди  что  опишу»,  « Магазин  цветов». Зимой  когда проводилась  подкормка  птиц , и  наблюдения за  ними, использовались  игры: « Какая это птица?», « В зимней  столовой».  Очень  нравилась  игра  « Да- Нет» : ребенок  брал карточку с  изображением  птицы , животного , цветка, насекомого,( тема игры заранее  обговаривалась)  и путем  наводящих   вопросов  пытался  отгадать .  что  изображено  на  карточке.  В этой игре ребенок использовал  не  только  имеющиеся  знания  о  природе , но и  учился  задавать  вопросы  и  анализировать  ответы.

5)  В  речевой работе  с детьми  использовался  занимательный  материал, который включает  в  себя  загадки  о  животных и  растениях , интересные  факты из  жизни  природы, головоломки и  кроссворды, игры- путаницы.  Использование  этого  материала  оживляет  занятия, делает  речевое   воспитание ребенка легким ,  увлекательным и  запоминающимся.

        В заключении  хочется  отметить, что для  проведения успешной  работы  с  детьми, в группе  были  созданы  условия  для  возникновения  самостоятельной  деятельности  детей, окружающая предметно- развивающая  среда , которая помогает ребенку проявить полученные  знания  по  речевому  воспитанию в повседневной  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий с детьми по развитию речи старшей и подготовительной группы.

В конспектах представлена работа по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Обучение основывается на алгоритмах организации мыслительной деятельности. Каждый шаг алгоритма способствует...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Развитие речи» с элементами театрализации с детьми старшей группы «Хотим быть артистами».

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР  по  образовательной области «Развитие речи» с элементами театрализации с детьми старшей группы«Хотим быть артистами».Цель...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации с детьми старшей группы "Мы актеры"

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации с детьми старшей группы "Мы актеры"...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Весна» с детьми старшей группы

Конспект занятия по равитию речи для детей с ТНР по теме "Весна"...

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"Программное содержание: расширять знания детей о том, что Российская Армия – з...

Проект «Развитие речи посредством классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста»

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая п...