Проект «Развитие речи посредством классической музыки с детьми старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи

Пацер Лада Николаевна

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_patser.doc60.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №Рябинка»

ПРОЕКТ

«Развитие речи посредством классической музыки

с детьми старшего дошкольного возраста»

Составила:       Пацер Лада Николаевна,

музыкальный руководитель

Мегион,  2021

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение……………………………………………………………………………….…4
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..………....…4
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта………………………….........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..….5
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
  7. Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....7
  8. Педагогические технологии…………………………………………………………..…8
  9. Условия реализации проекта…………………………………………………………....9
  10. Этапы реализации проекта………………………………….………………………....10
  11. Динамика развития социально – коммуникативных  способностей

воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....11

  1. Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...11
  2. Календарно-тематическое планирование……………….…………………………....12
  3. Виды совместной деятельности с детьми и формы работы………………………..14
  4. Взаимодействие с родителями. Перспективный план………………………….…...16
  5. Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…18
  6. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения.....................................................................18

  1.  Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…18
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..19
  3. Приложение №1Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Приложение № 2 Разработки конспектов непосредственно образовательной деятельности

Приложение № 3 Сценарии совместных мероприятий

Приложение № 4 Консультации для родителей

Приложение № 5 Учебно-дидактический материал

Приложение № 6 Материалы продуктивной деятельности

Приложение № 7 Анкеты.

Информационная карта проекта

Название проекта

Развитие речи посредством классической музыки

Тип проекта

Познавательно - творческий

Вид проекта

Краткосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ

Цели

Приобщение детей к традициям семьи, общества, позитивная социализация. Помощь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждения появления отчуждения между ребёнком и его семьёй

Задачи

Расширение  и закрепление  представления о родственных отношениях; знакомство  с терминами родства;

Формирование представления о родословной как истории семьи и народной традиции;

Формирование бережного отношения к семейным ценностям,     сохранению семейных связей;

Закрепление знания своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

Знакомство с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье;

Развитие познавательных способностей у детей, активное включение детей в творческо-поисковую деятельность;

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса детей,          развитие связной речи;

Воспитание уважительного отношения и любви  к родным и близким.

Структура и срок реализации проекта

1.  Подготовительный этап.

Срок реализации:

2. Основной этап.

Срок реализации:

3. Обобщающий этап.

Срок реализации:

Составитель проекта

Пацер Лада Николаевна, музыкальный руководитель

«Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра»
В. Сухомлинский.

Введение

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать, высказывать свою точку зрения. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения. Особенно при сочинении сказок и рассказов на прослушанную музыку.

Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической и диалогической речи. Творческое рассказывание, составление сказок строится на особой психологической основе – детском воображении. Но ни что так не развивает воображение, как классическая музыка. Специально подобранный репертуар классической музыки, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном.

В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах деятельности детей. В процессе придумывания сказок формируется одновременно и эмоциональная, богато окрашенная речь ребёнка.

Чтобы ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, необходимо помнить, что развитие монологической и диалогической речи неотделимо от решения остальных задач речевого общения: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Вследствие этого деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй лучше всего проводить совместно с прослушиванием классической музыки. Так как именно классическая музыка так богата эмоциональными тонами, ритмом и инструментальным звучанием.

Актуальность

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. Способность к общению с людьми, умение объясняться  грамотно и  внятно — один из наиболее значимых  характерных показателей развития личности в наше время. Однако грамотная речь, даже для многих взрослых людей, представляет определенную трудность. Поэтому решением  данной проблемы необходимо заниматься еще в период дошкольного детства, являющегося наиболее благоприятным периодом всестороннего развития ребенка. Именно в этот период  у ребенка закладываются основы психического и интеллектуального развития, происходит формирование основных качеств личности.  Уровень речевого развития  ребенка-дошкольника  во многом определяет  его целостное развитие. И чем раньше ребенок овладеет всеми компонентами устной речи, тем успешнее будет протекать его обучение в школе. К тому же сформированная речь сведет к минимуму трудности в общении с педагогами, сверстниками, нередко приводящие  к различным эмоциональным и психическим расстройствам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, в которой  обозначены  следующие задачи: «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». [47; 2].
В настоящее время специальная педагогика и психология все чаще обращаются к музыкальному искусству как средству коррекции различных нарушений у детей. В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой, Г.Р. Шашкиной и др. доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.  В процессе музыкальных игр и упражнений с детьми при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Проблема:

  • Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.
  • Речь – одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.    Но не только эту проблему нужно решать в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями.

 Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается: Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.

Цель:
Развитие речи дошкольника через использование классической музыки.

Задачи: 
 Развивать связную речь детей.

• расширять знания детей о классической музыке в исполнении разными исполнителями: вокалистами, музыкантами на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных;

• создавать речевые ситуации, через импровизацию с использованием классической музыки;

• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

• учить выражать свои впечатления от прослушанных классических произведений в виде сочинения сказок и рассказов, об исполнительском искусстве.

•. воспитывать музыкальную культуру у детей.

Ожидаемый  результат:  
Развитие связной речи.

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменятся особенности музыкального восприятия: проявление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными будут высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, богаче станет образная речь, активный словарь пополнится новыми словами

• различают на слух и дают названия музыкальным произведениям, называют авторов музыки;

• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослу-шанного произведения, отражают свои впечатления в виде движений,

Повышен интерес к классическим произведениям.

Концептуальное обоснование проекта.

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель).                                                                              

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие,  развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкусмузыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки, и классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место.

Основные принципы работы в рамках проекта

Проект ориентирован на формирование правильной, культурной речи дошкольника,  поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности,  Поначалу, дети с достаточной легкостью будут различать отдельные выразительные средства музыки (темп, динамику, регистр), но нужно добиваться, чтобы они не просто констатировали выразительные средства, а выявляли их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее  уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («как будто падают листочки», «Журчит ручеек», «Капает дождик»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. А образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, который является зачатком музыкально-эстетического сознания. Поэтому в процессе беседы о произведении стараюсь  активизировать высказывания детей, что способствует более глубокому и осознанному восприятию. Активно использую  метод восприятия «синестезия» -   «цвет настроения». Он позволяет детям применять новые слова и в игровой форме высказываться о характере музыки. Его суть состоит в связывании определенного цвета с настроением музыки: пастельные, светлые тона – с нежным, спокойным характером музыки;  темные, густые тона – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона – с решительным, торжественным.  С помощью этого приема дети знакомятся с новыми словами-характеристиками, а так же учатся переносить их с одного музыкального произведения на другое, схожее по настроению.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных  технологий:
здоровьесберегающие технологии (валеологические песни, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, музыкотерапия (пассивная).
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее; 

Технология индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

 Информационно-коммуникационные технологии, которые часто применяются на занятиях – это мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития  на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в  ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены  психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- портреты композиторов,
- картинки по теме занятия,

- музыкальный центр,
- компьютер,
- репродукции известных художников,

 - телевизор

  Среда     эстетического   развития

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль  «Русские народные инструменты»:

- деревянные ложки;

- фото русских народных инструментов;

- трещотки;

- гармошка;

- бубенцы;

Функциональный модуль  «Кукольный театр»:

- ширмы;

- куклы;

- герои сказок (кукольный театр)

Функциональный модуль  «Детские музыкальные инструменты»:

- барабан;

- погремушки;

- треугольник;

Функциональный модуль  «Атрибуты для двигательных фантазий»:

- ленточки;

- платочки;
- цветочки;

Функциональный модуль  «Музыкально – дидактические игры и пособия»:

- подборка МДИ по возрастам;

- комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики;

- атрибуты к играм;

Функциональный модуль  «Портреты композиторов»:

- портреты композиторов;

Функциональный модуль  «Времена года»:

- иллюстрации и фото изображений по временам года;

Этапы реализации проекта

В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.

1. Подготовительный этап.
 Определение целей и задач проекта, составление конспекта, распределение материала. 

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Изучение методической литературы.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3.Планирование работы воспитателей и музыкального руководителя с детьми.

4.Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор аудио и видео материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых литературных источников по соответствующим тематикам

2. Основной этап.

Решаются поставленные задачи всех мероприятий основной части проекта.
1. Консультации
2. Образовательные ситуации
3. Слушание классических произведений

4.Рассматривание репродукций известных художников
3 этап:

Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов. Пополнение наглядной информации репродукциями известных художников, выставка работ детей в родительском уголке – продукт проекта.

Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников
(целевые ориентиры)
Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека. А потому для становления личности 
дошкольникаразвития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.

Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности –

• Слушание музыки. Умение слушать и слышать,  понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия.
Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного.

Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. Для более точного восприятия побуждаю детей внимательно слушать музыку, обращаю внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
-  
воспитанники знают  композитора и рассказывают о нем, узнают его произведение,  - распознают жанр музыки,  уже лучше понимают содержание и описывают словами характер музыкального произведения небольшими рассказами.
-  обогатился словарь новыми словами, оборотами, выражениями
- стараются красочнее выражать свои впечатления от прослушивания в изобразительном искусстве,

Календарно – тематическое планирование

Дни недели

Вид деятельности

Задачи

Репертуар

Понедельник

(утренняя гимнастика)

задачиу

Музыкально ритмические движения

Передавать в движении характер музыки

Игра «Передача платочка» муз. Т. Ломовой

Вторник

Восприятие

Накопление представлений о жизни и творчестве композитора.

П.И.Чайквский «Времена года – февраль»

Среда (работа с родителями)

Консультация

Познакомить с термином «классическая музыка», и как положительно влияет классическая музыка на развитие ребёнка.

Тема  «Классическая музыка в жизни ребёнка»

Четверг

Восприятие

Помочь почувствовать ребёнку, как через музыку можно можно выражать своё настроение и рассказать о нем

П.И. Чайковский «Февраль»

Пятница(работа с воспитателями)

ИЗО

Слушая музыку уметь рассказать о ней и отобразить в рисунке.

Ф. Шопен Ноктюрн №20 Первый снег

Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы

Виды деятельности

Формы работы

Музыкально – ритмические движения

Развитие чувства ритма, двигательной памяти, быстрой реакции при смене характера музыки. «Полянка» р. н. мел.  в обр. Филиппенко

Слушание музыки

Беседа - разговор с детьми « Композиторы - классики»

Беседа «Три кита в музыке»

Беседа «Времена года»

Игра на детских инструментах

Умение правильно воспроизводить ритмический рисунок на треугольнике.

Танец

Изобразительная

Рисование «Я рисую музыку»

Взаимодействие с родителями.

1.Консультация.
2. Индивидуальные беседы

Перспективный  план работы с родителями

Форма взаимодействия

Содержание работы

Консультации для родителей

«Классическая музыка в жизни ребёнка»

Организация выставки

«Я рисую музыку»

Индивидуальная беседа

 Самостоятельное разучивание стихотворения А. Мальцевой «Любим зиму за снежок»

     

Риски и пути преодоления рисков

- Возможное неприятие со стороны родителей, которое может проявляться в нежелании участвовать в мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта. Также обеспечена открытость деятельности учреждения:  Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта.

- Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
- Низкий уровень мотивации детей решается созданием условий в учебном процессе, когда новый материал усваивается с сопоставлением жизненных ситуаций.

Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с традиционными методиками обучения

  • Внедрение модели развития социально-коммуникативных способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит  совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников
  • Результативность проекта в сравнении  с традиционными методиками обучения очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данный проект доказывает, что такой инновационный метод обучения как проектная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону достижений детьми  целевых ориентиров дошкольного образования.

Вывод

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

Выразительность музыки и речи сходна.

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей. Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.

Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.

Литература:

1.И.Е.Яцевич «Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство»                                                                                                                                                                        2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89

4.М.П.Малыгина «Сказки-шумелки» (сайт http://www.m-w-m.)
5. М. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (2005г)

 Приложение 1

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по слушанию классической музыки   в старшей группе:

 

Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка» в период: 25.02-01.03

В исследовании принимали участие дети группы ОН, в количестве  18 человек.

Исследование предполагало закрепить:

- элементы культуры слушательского восприятия
- желание слушать классические произведения
- жанры музыки

- музыкальный и речевой словарь

- рассказывать о настроении произведения и отображать его в рисунке

 

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Достаточный

уровень

Высокий уровень

Начало проекта

Конец проекта

Приложение 2

Конспект НОД музыкального занятия с детьми старшей группы

«Путешествие в классическую музыку»

Цель: обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения к классической музыке, изобразительного искусства и литературного творчества.

Задачи:
• Побуждать детей с помощью анализа музыкального произведения: характера, настроения, содержания создавать образы в воображении и движении. Развивать речевую активность и эмоциональное восприятие при слушании музыки.
• Способствовать созданию выразительных образов. Развивать воображение, творческую активность.
• Воспитывать музыкальную культуру.

Предварительная работа:
Знакомила детей с классической музыкой. Слушали музыкальную сказку «Петя и волк». Выполнена презентация «Портреты художников». Дети рассматривали портреты художников и репродукции пейзажей.

Дети входят в зал и стают в круг.

Музыкальное приветствие.
На фоне музыкального произведения «Сладкая грёза» П. И. Чайковского музыкальный руководитель читает стихотворение:
Тихо-тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены
Купол неба голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой!

Вот такие удивительные, прекрасные строки про музыку. А звучала музыка Чайковского «Сладкая греза». Наша встреча проходит зимой, давайте присядем на зимнюю полянку, закроем глаза и внимательно прислушаемся: может быть мы что-то услышим!
Звучит произведение П.И.Чайковского «Февраль».
Муз. руководитель:Как вы думаете, о чем эта музыка? Какой характер?
Дети: Она спокойная, в середине грустная, тревожная, а затем снова, легкая и плавная.
 Ребята, вам понравилось произведение? Какая музыка? Хочется ли под неё танцевать? двигаться? (грустное, красивое.) Что вы представили себе, когда слушали это произведение? Звук лёгкой и порывистой метели. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, потом игриво. Это произведение знакомого нам композитора П.И. Чайковского и называется «Февраль», это произведение из его альбома, написанного для детей – альбом «Времена года». Сейчас мы ещё раз послушаем это произведение повнимательней и расскажем какая это музыка. (Предлагаю схему – ТРИЗ)

Слушание

Ребята, к этой музыке можно прочитать стихотворение А. Мальцевой «Здравствуй, белая зима!» в исполнении Данила. 

Здравствуй, белая зима,
Снежная красавица.
Нам твои подарочки
Очень-очень нравятся.
Любим 
зиму за снежок,
Варежки и санки,
За горячий пирожок
И баранки с чаем.

Как и музыка П. И. Чайковского стихотворение игривое, образ колючего, холодного снега.

-Какая картина зимы изображена в музыке?

Дети: Холодная, завьюжная зима, то спокойный, то порывистый ветер.

Музыкальный руководитель: Предлагаю подобрать картину,  которая отражает прослушанную вами музыку.

Ребята, сейчас ещё раз прозвучит произведение П. Чайковкого «Февраль»,  но теперь попробуйте изобразить и передать настроение музыки в движениях. Активное слушание. УБРАТЬ КАРТИНКИ

Но вот задача, у меня исчезли все картинки, которые подходят к нашей музыке. А давайте исправим эту ситуацию? Изобразите исчезнувшие картинки под  музыку П. Чайковкого «Февраль». Перед вами листочки и карандаши и сейчас  под музыку, рисуйте, но помните какое настроение у музыки: такое должно быть и у вашей картинки. Выбирайте цвет, который соответствует настроению музыки. Приступайте.

Рисование картин с воспроизведением музыки

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, какие замечательные картины получились у вас.  Посмотрите у всех ли картин зимнее  настроение, как в музыке. У кого как вы думаете,  лучше всех получилось изобразить снежную метель?  А как вы думаете, у кого не подходит по цвету картина? Предлагаю вам взять картины с собой и организовать выставку в  группе, а родителям рассказать, про нашу встречу.

 

Приложение 4

Консультация для родителей

«Классическая музыка в жизни ребенка»

Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?
Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще,  как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы, Натали!
Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.

И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго в памяти вашего ребенка.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка.

Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?
- Нет, не рано!
Классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.

Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио - информационной сферы.

 Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущенияТо есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка.

Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам ,что так важно для ребенка дошкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или Натали, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах!

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

Ф.И.О.

МБДОУ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный репертуар по слушанию классической музыки для детей старшего дошкольного возраста

Примерный репертуар по слушанию классической музыки для детей старшего дошкольного возраста в семье. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки....

Методическая разработка «Развитие речи посредством ментальных карт у детей старшего дошкольного возраста»

В данной методической разработке представляю опыт применения метода «Ментальных карт» как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Отличительным свойством мето...

«Перспективный план работы по развитию речи посредством дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на учебный год ....

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"

Занятие по развитию речи и речевому общению с детьми старшего дошкольного возраста "Будем в армии служить"Программное содержание: расширять знания детей о том, что Российская Армия – з...