Конспект занятия по развитию речи на тему "Куда улетают птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Евсеева ВикторияАлександровна

Составитель (ФИО) Евсеева Виктория Александровна

Образовательные области: Речевое развитие

Возрастная группа  Подготовительная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему "Куда улетают птицы"

Составитель (ФИО) Евсеева Виктория Александровна

Образовательные области: Речевое развитие

Возрастная группа  Подготовительная

Образовательные задачи:

  • Обобщить представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
  • Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
  • Учить детей составлять небольшой рассказ по конкретной теме, четко и выразительно читать стихи.
  • Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
  • Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
  • Познакомить детей с голосами птиц.


Развивающие задачи: 

  • Развивать  умение грамматически правильно строить свои высказывания, закреплять употребление антонимов и притяжательных прилагательных.
  • Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Воспитательные задачи: 

  • Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, высказывать свое мнение и относится доброжелательно к мнению другого;
  • Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;



Материал и оборудование:  Обучающая презентация «Перелетные птицы», Презентация игры «Четвертый лишний», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки, текст физкультминутки, фонограмма пения птиц.

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.

Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети в кругу играют в пальчиковую игру, выполняют действия вместе с воспитателем

Ответы детей

Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне:  достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску.

- Есть хорошая примета

Всем с утра дарить приветы:

Солнцу красному привет!

Небу ясному привет!

Взрослые и малыши

Вам привет от всей души!

В- Ребята, утром ко мне приходил почтальон и принес письмо и посылку. Давайте мы его сейчас откроем письмо и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка.  

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (Весна)

В-  Как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

В- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные  картинки из конверта.

В- Ребята, послушайте…я слышу звуки за окном.

 ( звучит аудиозапись пения птиц ). 


В- Действительно, птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой.

 

 Организационный момент, постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

                                                                                             

Основная часть НОД

Дети проходят и садятся на места.

Ответы детей.

(дети встают парами)

(показывают каждый на себя)

(показывают друг на друга)

(дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

(дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

(показывают свои щёчки)

(показывают  щёчки соседа)

 (берутся за руки)

(обнимаются )

 

1.А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?

2. Что общее есть у всех птиц?

3.Ребята, назовите части тела птиц?

4. По каким признакам люди различают птиц?

5. Почему птицы улетают в теплые края?

6. Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

1-6 слайды. Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне.

7 слайд Галка. Самое название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка, гал-ка», а также каркает по-вороньему. Обитают галки в лесах и парках, селятся и рядом с человеком.
Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях, если внимательно приглядеться, можно заметить множество таких парочек.

 8 слайд Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

 9 слайд Зяблик. Одна из самых доверчивых птиц, особенно в городах, где он привык к тому, что кормом его обеспечивают люди. Передвигаясь по земле, он делает мелкие шажки, реже прыжки. Полет его волнообразный и быстрый. Зяблик имеет размеры, схожие с размерами воробья (около 15 см в длину). Клюв зяблика конической формы, не толстый

10 слайд Белая трясогуска. Трясогузки — род птиц семейства трясогузковых отряда воробьиных. Длина тела пичуги невелика – 16-18 сантиметров. Она стройна и легка. И целый день проводит в движении.Когда трясогузка бежит (например, по берегу реки), она никогда не забывает размахивать длинным бело-чёрным хвостом, неустанно так: вверх-вниз. За то и прозвали её – трясогузка. Её грации и быстроте бега можно позавидовать

11 слайд Дрозд. Длина тела 20-25 см. По земле передвигаются прыжками, приседая при этом. Гнездятся одиночками или небольшими колониями на деревьях, кустах или на земле; гнёзда массивные, часто с землёй или глиной в стенках. За лето дают 1-2 кладки, в каждой от 3 до 7 яиц. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.

12 слайдСоловей. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение соловья продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Отлет соловьёв проходит в конце августа — сентябре.  Соловей питается в основном насекомыми.

13 слайдСкворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

14 слайдЖаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром.

15 слайдКукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

16 слайдАист. Рост взрослой птицы достигает полуметра, а размах крыльев – до 2 метров. Для всех аистов характерен длинный клюв конической формы, длинные ноги и шея. Перелеты аисты совершают исключительно в дневное время. Птицы способны выбирать оптимальные в аэродинамическом плане маршруты, пролетая над местностями, которые своими воздушными потоками способствуют парению. Над морем аисты летать избегают. Продолжительность жизни аиста составляет около 20 лет.

Физминутка:

Я-дрозд, ты-дрозд»  - игра на коммуникативное общение:

Я-дрозд, - 

И ты-дрозд - 

У меня есть нос -

И у тебя есть нос - 

У меня щёчки гладки -

И у тебя щёчки гладки –

Мы два друга –

Мы любим друг друга – 

2 этап:

В- Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать.

В-А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье?

В - Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

В-

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

Организационно – поисковый этап:

Вопросы  детям

Обращение педагога к детям, с одновременным показом картинок наводнений, паводков.

Д/и«Птичья семья» 

Д/и  «Четвертый лишний?».

Д«Назови птенцов»

Оценка

 Заключительная часть занятия

Ответы детей

В- О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?  Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Ребята, а у нас осталось не раскрытая посылка. Что - же там внутри? Посмотрим?

(Воспитатель раздает детям сладкие призы)

В- Молодцы, ребята!

Рефлексия

Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Птицы весной"

Показать изменения в жизни и поведении птиц...

Конспект занятия по развитию речи Старшая группа «Перелетные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи "Домашние животные и птицы" для средней группы

На занятии дети учатся вести диалог и правильно строить фразы, посредством вовлечения в словестно-дидактические игры....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Перелётные птицы"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Птицы"

Познавательный  урок для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Перелётные птицы» (по рассказу Т.А. Шорыгиной «Кукушка»)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое ра...