Занятие по развитию речи "Лиса всему лесу краса"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Любичева Елена Константиновна

Обобщение знаний о лисе: ее повадках, внешнем виде, где живет, как добывает пищу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

(в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности)

Тема: «Лиса – всему лесу краса»

Разработан воспитателем – Любичевой Еленой Константиновной, дополнено Тихоновой Светланой Геннадьевной – учителем - логопедом

Цель: создать условия для речевого развития и обобщения детьми знаний о лисе.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-систематизировать знания детей о лисе: где живет, об ее внешнем виде, как добывает пищу, об ее повадках;

-закреплять умения применять познавательные действия: анализ;

-совершенствовать речь как средство общения;

- уточнить произношение звука [л]. 

Коррекционно – развивающие:

-развивать связную и грамматическую стороны речи;

- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];

-развивать диалогическую речь;

-развивать познавательную активность;

-развивать умение понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов;

-развивать творческое воображение;

-развивать коммуникативные навыки: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать инициативность, интерес к сотрудничеству детей и взрослого;

- воспитывать самоконтроль за речью детей.

Образовательные области:

Приоритетная – речевое развитие.

В комплексе: познавательное, социально – коммуникативное развитие.

Детские виды деятельности: игровая, театрализованная, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы:

Игровой метод (прием загадывание аудио загадки, речевая подвижная игра «Лисья семейка»).

Поисковый метод (создание проблемной ситуации).

Словесный метод (рассказ о лисе, объяснение, чтение сказки и пересказ детьми сказки «Лис и мышонок»).

Наглядный метод (демонстрация дидактических картин с фразеологическими оборотами, интерактивная игра «Лиса»).

Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса»).

Оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. Мультимедийный экран.
  3. Интеллект – карты «Лиса», простой карандаш на каждого ребенка.
  4. Маски лисы и мышонка.
  5. Дидактические картины с фразеологическими оборотами.

Структура занятия

Методы и приемы

Продолжительность части

Деятельность педагога

Деятельность детей и предполагаемые результаты

Вводная часть

Организация детей.

Установка на предстоящую деятельность.

Игровой метод (прием загадывание аудио загадки)

2 минуты

Воспитатель акцентирует внимание детей на голосе, предлагает прислушаться и внимательно послушать.

(раздается тявканье лисицы)

Воспитатель предлагает детям отгадать, чей голос они слышали. (собаки)

После ответов детей, воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, кто это? (да)

И предлагает послушать загадку:

-Я сознаюсь, виновата:

Я хитра и плутовата,

Я в курятник вечерком

Часто бегает тайком.

-Кто это, ребята?

Проявляют заинтересованность, активно включаются в деятельность.

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательную активность, слушают загадку, называют отгадку, обосновывая и доказывая свои ответы. Радуются полученному результату.

Поисковый метод (создание проблемной ситуации)

Словесный метод (рассказ о лисе)

20минут

Воспитатель спрашивает детей:

-А вы знаете, почему лису прозвали лисой? (за рыжий мех, в старину лисий значило рыжий или желтоватый). Воспитатель дает новые знания о лисе.

-А, знаете, как лису называют в сказках? (Лиса Патрикеевна, плутовка, хитрая)

Активно рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 Применяют раннее полученные знания.

Проявляют любознательность

Наглядный метод (демонстрация дидактических картин)

Словесный метод (объяснение)

Воспитатель предлагает игру «Объяснялки». Обращает внимание детей на картинки, которые лежат на столе и предлагает объяснить значение рисунка – почему так говорят.

  1. Лиса считает ворон, и ученик «считает ворон».
  2. Лиса подметает хвостом, как метлой – заметает следы.
  3. Лиса с хитрыми глазами – хитер, как лиса.

Активно включаются в игру.

Проявляют инициативу и любознательность.

Понимают и умеют объяснить

значение фразеологического оборота.

Словесный метод (чтение сказки «Лис и мышонок», и пересказ детьми).

Воспитатель предлагает вспомнить и послушать сказку «Лис и Мышонок» и затем пересказать ее по ролям. Предлагает детям на выбор шапочки героев.

Желают взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Изображают героев сказки, проявляют творческое воображение.

Активизация двигательной активности детей для снятия статического напряжения.

Игровой метод (речевая подвижная игра)

Воспитатель предлагает детям игру.

Речевая подвижная игра «Лисья семейка»

Папа – лис, лисица – мама,

Дом – нора у них, не яма.

Там темно и тесновато,

Но зато всегда лисята

В безопасности резвятся,

Деткам некого боятся.

Если страшно детворе,

Быстро спрячутся в норе.

Проявляют заинтересованность, активно включаются в игру.

 Снимается напряжение.

Развивается мелкая моторика рук.

Развивается речь.

Наглядный метод (демонстрация игры на экране)

Практический метод (работа с интеллект – картами «Лиса»)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, для работы с интеллект – картами интерактивной игры «Лиса»

Применяют раннее полученные знания о лисе.

Дети выбирают, где живет лиса, чем она питается и как называют детенышей лисы.

Придумывают короткий рассказ по своей карте.

Развивается связная речь.

Часть логопеда

Наглядный метод (демонстрация схемы на экране)

6 минут

Давайте разберём слово «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику (звук [л,] согласный, мягкий).

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику (звук [с] согласный, твёрдый).

Применяют раннее полученные знания о звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слова со звуком [л].

Заключительная часть

Рефлексия деятельности.

7минут

Воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность.

-О каком животном говорили? (о лисе)

Почему лиса называется лисой?

В какие игры играли?

Что понравилось?

Что было трудным?

Какую игру вы хотели бы поиграть еще?

Дети осознают свою причастность к полученному результату, систематизируют знания, полученные в ходе занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лиса – всему лесу краса Выполнили: Любичева Е.К - воспитатель; Тихонова С.Г. - учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 6» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Слайд 3

Интеллект – карта «Лиса»

Слайд 4

Интеллект – карта «Лиса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи КВН. Тема: «Всем обо всем».

Задачи занятия. Образовательные:Расширять и активизировать словарь детей.Совершенствовать монологическую речь, её интонационную выразительность,  умения составлять по сюжетной картинке , простые ...

Лиса – всему миру краса

Конспект мероприятия в средней группе на тему: «Лиса – всему миру краса»...

Конспект экологического занятия в старшей группе Тема: «Леса – земли краса!»

Конспект экологического занятия в старшей группеТема: «Леса – земли краса!»...

"Лисонька - Лиса, всему миру краса" - мини музей в группе

Организация мини- мезея в детском саду....

Занятие для развития речи «В лесу»

Занятие для развития речи «В лесу»...

презентация лэпбука "Лиса всему лесу краса"

Использование лэпбука - интерактивнойт папки в работе с детьми с ОВЗ....

Конспект занятия по развитию речи (ранний возраст). Чтение стихотворения «Наша елочка краса»

Цель: Способствовать развитию речи, как средства общения. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослыми деятельности.Задачи...