"Лисонька - Лиса, всему миру краса" - мини музей в группе
проект (младшая группа) по теме

Витина Светлана Викторовна

Организация мини- мезея в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_muzeyu.docx502.25 КБ
Файл pasport_proekta.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

В музее

«Лисонька – лиса, всему миру краса»

Лиса – самый яркий  представитель животного

мира    нашей страны. Она героиня многих сказок, потешек, стихов и рассказов.E:\проект лиса\музей фото\DCIM\100BBKDC\BKDC0007.JPGE:\проект лиса\музей фото\музей фото\BKDC0049.JPG

Именно её называют «плутовкой»,  «кумушкой», Патрикеевной.

Цель создания музея:

обогатить предметно – развивающую среду в группе,  вовлечь  родителей в образовательный процесс. E:\проект лиса\музей фото\DCIM\100BBKDC\BKDC0036.JPGE:\проект лиса\музей фото\музей фото\BKDC0047.JPG

Экспонаты музея используются в  образовательной  и в игровой деятельности. Они расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта: октябрь - январь

Участники проекта: дети (младшая группа «Машенька»), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Цель: создание условий для формирования предпосылок развития познавательной и речевой деятельности через реализацию  проекта «Лисонька – лиса, всему миру краса».  Обогащение предметно - развивающей среды группы;

Задачи.

Обучающие:

  • Способствовать формированию у дошкольников представления о музее, экскурсии;
  • Формировать проектно – исследовательские  умения и навыки;
  • Дать элементарные представления о жизни лисы в природе;
  • Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.

Развивающие:

  • Расширять  кругозор младших  дошкольников;
  • Развивать творческое и логическое мышление, воображение;
  • Развивать связную речь – вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, картин.
  • На основе обобщения представлений о  жизни лисы в природе    расширять и активизировать  активный  словарь детей;
  • Способствовать формированию интереса к книгам.

Воспитательные:

  • Вовлекать родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада
  • Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, сопереживать героям;
  • Раскрывать  творческие способности  детей и взрослых;

Актуальность разрабатываемого проекта

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано с тем, что многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому наш музей  называется  «мини-музей». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Мини-музей в детском саду позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

При организации мини-музея учитывалось, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей младшей группы

Решено было назвать наш музей: «Лисонька – Лиса, всему миру краса».

Лиса - самый яркий представитель животного мира наших лесов (лесов России). Именно её зовут рыжей плутовкой, кумушкой, Патрикеевной: её считают хитрой, изворотливой, вороватой, но при этом сообразительной, осторожной – и все это не без основания. Лисица красива и изящна: рыжая шубка со светлой грудкой , пушистый хвост, удлиненное туловище на стройных ногах в черных «чулочках».  Движения лисицы быстры и ловки. Поджидая добычу, прижимается к земле, сливаясь с окружающей средой, терпеливо выжидает и неожиданно прыгает. А Патрикеевной её зовут в честь посадника Патрикея, который проживал в Новгороде и чья хитрость и изворотливость  врезалась в людскую память.

Лиса – традиционная героиня множества народных и авторских сказок. Она  общепринятый символ хитрости - хитрости незлобной, в народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию - противопоставляется в плане агрессивности, более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, хоть и остается "на бобах", но суровых наказаний счастливо избегает.

Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный глаз авторов из народа очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве.

Ожидаемый результат.

  • Повышение познавательно – речевой активности дошкольников;
  • Проявление интереса к литературному творчеству;

Стратегия  реализации проекта.

1 этап:  «организационный»

  • Определение темы мини - музея.
  • Выбор места музея.
  • Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы.
  • Подбор литературы.
  • Рассмотрение  вариантов участия детей и  родителей.
  • Определение  перспективы развития.

2 этап:  основной.

  • Сбор экспонатов, сделанных руками родителей воспитанников и оформление выставки;
  • Оформление в группе выставки литературы: «Лисичкины сказки»;
  • Беседа по картине «Лиса с лисятами»;
  • Чтение рассказов:

 К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»;

В.Бианки «Лис и Мышонок»;

В.Чаплина «Как лиса в лесу живет»;

  • Чтение или просмотр презентации по русским народным сказкам:  «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой» и др.;
  • НООД  «Дорожка для Колобка»;
  • НООД «Домик для Лисички» (экспериментальная деятельность);
  • НООД – аппликация: «Украсим сарафан лисички узорами»;
  • НООД  - рисование «Рыбка для волка»  по сказке «Волк и лиса»;
  • Новогодний праздник «В гостях у Лисы»;
  • Зимний спортивный праздник « В гости к Лисичке».
  • Речевые игры:

      -- «Отгадай сказку по картинке» (по эпизоду, иллюстрации, декорациям),

      --«Добавлялки» (лисичка-сестричка, лисонька – лиса, всему миру краса, зайчишка-трусишка, зайчик – побегайчик, волчок – серый бочок,   и т.д.),

      --«Из какой сказки слова»,

      --«Я начну, а ты продолжи!» (выкладывание  сюжетных картинок по цепочке).

  • Дидактические игры: «Собери Лисичку» - пазлы, кубики, разрезные картинки.
  • Дидактическая игра «Теремок»;
  • Разучивание динамической паузы « Лисичка – сестричка»;
  • Отгадывание загадок;
  • Заучивание   стихотворения «Лисенок» Татьяны Лавровой ;
  • Обыгрывание  сказок при помощи изготовленных  семьями Ермолаевых и  Гончаровых  Домика-Теремка;
  • Прослушивание аудиозаписей сказок;
  •  П /и «Лиса в курятнике»,« Заяц и лиса», «Лиса и колобок», «Хитрая лиса».
  • Показ отрывков из сказок детьми совместно с взрослыми, используя различные виды театра и маски сказочных героев.

3 этап: заключительный

  • Проведение экскурсии по музею;
  • Создание презентации;
  • Посещение мини – музея родителями воспитанников – « День открытых дверей;
  • Создание «Книги  отзывов»;
  • Посещение музея в других группах и обмен мнениями.

Методы проекта:

  • Словесные: беседы по картине, чтение художественной литературы (сказок, рассказов) , рассказывание, пересказ, прослушивание аудиозапись.
  • Наглядные:  демонстрация наглядных пособий, презентаций по сказкам, рассматривание репродукций художников, театрализованная деятельность.
  • Практические: экспериментирование, моделирование, коллекционирование.
  • Игровые: дидактическая игра, подвижные игры и игры малой подвижности, театрализованные игры.
  • Исследовательские: проведение опытов с водой и льдом,

Выводы:

  • Обогатилась предметно – развивающая среда в группе.
  • Совершенствовалась диалогическая и монологическая  речь детей;
  • Дети учились сравнивать, находить сходства и различия, например в таких сказках, «Теремок» и «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой» и «Лиса с лапоточком»; «Кот, Петух и Лиса» и « Кот, Дрозд и Лиса».
  • У детей развивались художественные умения и навыки.  Развивалась фантазия, воображение, внимание, логическое мышление, память,  моторика рук .
  • Экспонаты  использовались  для проведения различных занятий по развитию речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
  • Родители с удовольствием принимали участие в данном проекте.

Перспективно – тематическое планирование проекта

 «Лисонька – лиса, всему миру краса»

для детей младшей группы «Машенька»

Месяц

Вид деятельности

Образовательная область

Совместная деятельность педагога  и детей

Работа с родителями

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь  

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Речевое развитие»

Чтение и рассказывание по серии сюжетных картинок сказки «Колобок»

Чтение рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна»

Чтение и пересказ сказки «Теремок», посредством дидактической игры

Театрализация сказки «Заюшкина избушка»

Чтение рассказа В.Чаплиной «Как лиса в лесу живет»

Заучивание   стихотворения «Лисенок» Татьяны Лавровой

Отгадывание

загадок

Изготовление

Домиков Лисы и зайца, масок.

Подбор материала

Октябрь

Ноябрь - январь

Декабрь

Январь

Коммуникативная

«Социально- коммуникативное развитие»

Рассматривание картины «Лиса с лисятами»

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Речевые игры:

 «Отгадай сказку по картинке» (по эпизоду, иллюстрации, декорациям),

 «Добавлялки» (лисичка-сестричка, лисонька – лиса, всему миру краса, зайчишка-трусишка, зайчик – побегайчик, волчок – серый бочок,   и т.д.),

  «Из какой сказки слова»,

 «Я начну, а ты продолжи!» (выкладывание  сюжетных картинок по цепочке).

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Продуктивная

«Художественно – эстетическое развитие»

НООД  рисование

«Дорожка для Колобка»

НООД  лепка «Колобок»

НООД

Аппликация

«Сарафан для лисички»

НООД

аппликация «Рыбка для волка»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Познавательно – исследовательская

«Познавательное развитие» «Социально- коммуникативное развитие»

Наблюдение за водой  на прогулке в мороз и оттепель

Проведение опыта «Свойства воды»

НООД «Домик для Лисички»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Игровая

« Физическое развитие»,

«Социально - коммуникативное развитие»

Дидактические игры «Собери Лисичку» - пазлы, кубики, разрезные картинки.

Дидактическая игра «Теремок»;

 Обыгрывание сюжетов сказок в свободной игровой деятельности

Подбор материала родителями

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Двигательная

« Физическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие»

Подвижная игра «Лиса и Колобок»

Пальчиковая игра «Колобок»

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Динамическая пауза «Лисичка»

Подвижная игра «Хитрая лиса"

Проведение спортивного праздника

«В гости к Лисичке»        

Участие детей в развлечении на улице

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Музыкальная

«Художественно – эстетическое развитие»

Прослушивание аудиозаписей сказок

Новогодний утренник с Лисичкой

Подборка сказок на диск

Подготовка костюмов к празднику