Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Шупшина Светлана Викторовна

Проект для педагогов

«Тренируем пальчики — развиваем речь»

Помощь педагогам в освоении  методов проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, овладении играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№2 «Солнышко»  Ямало-Ненецкого автономного округа

г. Салехард

Проект для педагогов

«Тренируем пальчики — развиваем речь»

подготовила воспитатель

Шупшина Светлана Викторовна

г. Салехард

2015

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

Цель моего проекта заключается:

в создании условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

На протяжении всего проекта решала следующие задачи:

• совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста с применением разнообразных форм, методов и приемов;

• развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

• развивать эмоциональную отзывчивость;

• развивать коммуникативные навыки.

Новизна проекта: помощь педагогам в освоении  методов проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, овладении играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Длительность проекта: долгосрочный 2015 - 2016 учебный год

Участники проекта: дети  группы «Котята», воспитатели ДОУ, родители.

Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.

I этап – подготовительный (сентябрь 2015 г.)

Цель которого — создание условий для определения уровня деятельности т. е.:

  • выбор темы, постановка целей и задач;
  • знакомство сотрудников с содержанием проекта;
  • сбор литературного материала по созданию картотеки пальчиковых игр со словами;
  • подбор материала для игр.

Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности детей и родителей. Провела отбор традиционных и нетрадиционных методов и приемов по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.

Выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошел весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. Создала картотеку «Пальчиковые игры для малышей», дидактические  пособия с рекомендациями по их использованию «Протяни дорожку», «Чудесный барабан»,  «Посади на полянку», «Добрая матрешка», «Воздушные шарики», «Бусы для кукол», «Накорми Хрюшу», «Божья коровка». Пособие рассчитано на детей от 2 до 3 лет. Предназначено специалистам, педагогам, логопедам и родителям.

II этап - практический (сентябрь - октябрь 2015 г. – май 2016 г.)систематизировано решались выявленные проблемы.

  • Массаж рук с помощью подручных предметов;
  • Упражнения пальчиковой гимнастики;
  • Художественное творчество;
  • Проведение дидактических игр и пальчиковых игр.

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Успешно внедрялись все методические и дидактические пособияв деятельность дошкольного образовательного учреждения, они являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми.

На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяла элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).

На последующих этапах использовала нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые и еловые шишки; массажные мячики; грецкие, кедровые орехи). Играя массажными мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.

Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина (ежика, колобка, которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук детей). Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогали вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.

Предлагаемые детям в веселой, непринужденной форме игры с массажными мячиками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.

Особое место занимала «Пальцевая живопись» - рисование ладошками, пальцами с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребенком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта.

Игры с водой, молоком, рисование песком на световом столе с применением хромотерапии или цветотерапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребенка. Хромотерапия частично включалась в изодеятельность и самостоятельную деятельность детей. Применялась при изготовлении различных методических пособий.

Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, мять её, выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, чистоговорок, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждут вечерних игр с «Веселым карандашом», которые способствуют развитию мелкой моторики и помогли сформировать первые графические навыки у дошколят.

III этап – заключительный (июнь 2016 г.),  это непосредственно:

  • Презентация опыта для сотрудников детского сада;
  • Оформление проектной деятельности;
  • Подведение итогов, сделать вывод по теме проектной деятельности;
  • Работа с родителями.

Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей. Занимательные встречи в «Педагогической гостиной» помогли педагогам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромотерапии и музыкотерапии.

Использованные мною  в работе нетрадиционные методы и приемы, авторские дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики педагоги включают в разные виды своей деятельности с детьми (в занятия, режимные моменты, музыкальные и физкультурные развлечения и праздники).

Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.

Работа с родителями была ориентирована не только на формирование у них позитивного отношения к проводимой работе, но и на их активное участие.

Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками- развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Родителям по желанию разрешалось брать домой игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Выставка дидактических игр для педагогов ДОУ

«Хромотерапия» (здоровьесберегающие технологии)

Терапия с использованием цветоосвещения называется хромотерапией. «Chroma» - свет. Хромотерапия – это медицинское направление, использующее воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека и его самочувствие. Свет, является электромагитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несёт органам необходимую энергию,нормализуя их деятельность, наполняет их силой и здоровьем.

История хромотерапии

С Древних времён люди использовали целебные свойства света. Множество фактов подтверждают, что целебные качества были известны таким древним цивилизациям, как шумеры.

Несомненно, одно тексты относящиеся примерно к 1550 году до н. э. показывают, что древние римляне не только повседневно использовали цвет, как лечебное средство, но и подняли искусство хромотерапиидо чрезвычайно высокого уровня.

В Древнем Египте пациентов помещали в существовавшие при храмах особые комнаты, которые были выкрашены в разные насыщенные оттенки.

В Индии лекари оборачивали больных в цветные ткани. Греческие эскулапы прописывали ванны с окрашенной в тот или иной тон водой (натуральным красителем служили разнообразные растения).

В Китае использовали цветные стёкла. Подобная терапия была очень популярна, что в общем, не удивительно. Ведь многие пациенты выздоравливали.

Между тем современные учёные, используя самые последние достижения науки, только пытаются разобраться: почему, и главное, как работает хромотерапия, которая до сих пор в моде.

Магия цвета

Почему цвета оказывают на нас такое магическое влияние? У каждого из нас есть своя «частота». Воздействия цветов объясняется так называемой цветовой памятью, которой обладает каждый из нас.

Пройдя через анализаторы цветовые волны определённой частоты, воздействуют на те, или иные органы, которые их способны уловить и железы, контролирующие гормональный фон.

«Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры»- сказал В. М. Бехтерев.

Свет и цвет

Цвет проникает, таким образом, в наш организм и вызывает определённые биохимические процессы. Для хромотерапии не подходит белый и чёрный цвет, поскольку белый отражает пучок лучей, а чёрный поглощает все цветовые лучи.

Методы хромотерапии

Освещение, медитация, визуализация, цвет одежды, очки с цветными стёклами, цветные кристаллы и камни, цветная вода.

Существует довольно много способов применения хромотерапии.

Освещение. Можно просто наслаждаться необходимым цветом посредством освещения. Это могут быть различные цветные лампы, свечи в высоких стеклянных подсвечниках нужного цвета, подсветка ванн, душей, саун и бассейнов.

Цвет одежды влияет на вашу энергию. Подбирать её стоит исходя из своего физического и эмоционального состояния. Простудились – оденьте красное!

Визуализация – заключается в рассматривании изображаемой картинки или предмета определённого цвета.

Цветная вода – вода заряженная определённым цветом, путём её обработки цветной лампой, используется для лечения внутренних болезней.

Что означают цвета?

Красный – символ энергии и жизненной силы. Улучшает настроение, подталкивает к свершению великих дел.

Совет, если болит горло, обмотайте красным шарфом.

Оранжевый – символ действия, энтузиазма и свободы. Помогает построить жизнь заново, когда казалось бы всё разбито вдребезги.

Совет, в одежде оранжевого цвета легче преодолеть застенчивость.

Жёлтый – символ стиля и утончённости. Придаёт живость уму, усвоения информации, дарит веселье и радость.

Совет, чтобы быть уверенным в успехе мозгового штурма внесите в привычную обстановку больше желтых тонов. Этот цвет притягивает новые идеи.

Зелёный – символ гармонии и стабильности. Успокаивает, помогает избавиться от стресса.

Совет, зелёный цвет принятия решений. Если вы испытываете нерешительность, наденьте украшения с зелёным камнем. Примите ванну с хвойным экстрактом.

Голубой – символ истины, мира и удовлетворения. Располагает к размышлениям, способствует отдыху и расслаблению.

Совет, если хотите похудеть, откажитесь от одежды голубого цвета.

Синий – символ справедливости. Исцеляет от болезненных воспоминаний, способствует вдохновению.

Совет, синий цвет- цвет осуществления желаний. Учтите это, когда захотите добиться своего.

Фиолетовый – символ лидерства. Полезен при утомлении, успокаивает излишне эмоциональных людей.

Совет: страдаете бессонницей? Повесьте в спальне бра, ковёр или картину в нежно – фиолетовой гамме, сон не заставит себя долго ждать.

Хромотерапия в ДОУ

Оформление интерьера группы в определённой цветовой гамме даёт возможность его эффективно использовать в оздоровительных целях, а использование хромотерапии как одного из видов природного лечения, оправдано для системы мероприятий по комплексному оздоровлению детей. Очень важна цветовая гамма для физкультурного оборудования, помещения. Тёплые тона (красный, оранжевый) повышает активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют иммунитет. Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность. Рисование на  песке на световом столе. Зелёный – нормализует ЦНС, стабилизирует давление, обмен веществ.

Выбор цветов, помимо других факторов, влияет на воспитательный процесс и поведение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Проект "Играя пальчиками, развиваем речь"

Проект "Играем пальчиками, развиваем речь" разработан на 2015 - 16уч. год . Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук. Определен...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь» во второй младшей группе «Гномики»

АктуальностьРазвитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской р...

Консультация для педагогов "Тренируя пальчики, развиваем речь"

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе  с дошкольниками....

Проект "Развивая пальчики - развиваем речь"

Проект осуществлялся в тесной взаимосвязи с детьми и их родителями...