Особенности развития речевого творчества у дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Никулина Татьяна Леонидовна

статья об актуальности развития речевого творчества, сочинительства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речевого творчества у детей дошкольного возраста

Т.Л. Никулина

В современном и динамичном мире творческое мышление и воображение считается высшей ценностью, поэтому развивать ребенка в этом направлении очень важно. Как показывает практика, большинство взрослых людей не умеют и боятся мыслить творчески.

Развивать речевое творчество у дошкольников, без приобщения детей к художественной литературе очень сложно. Художественная литература, комплексно воздействует на психологическую, интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферу личности.

А может ли ребенок дошкольного возраста, фантазировать, придумывать истории, опираясь на литературный опыт? Может, и помочь ему в этом, должны взрослые. Эту работу необходимо проводить именно в дошкольном возрасте.

Дошкольники очень любят детские иллюстрированные книги. В этом возрасте у них проявляется потребность в устном рассказе, любви к описанию событий из личной жизни, сочинительству. Обучая детей по правилам, мы пытались научить их приемам придумывания рассказов, сказок, не снижая при этом полет творчества.

Опыт работы показывает, что дошкольникам свойственно придумывать истории, сказки, небылицы, «нелепицы». И эта детская потребность в сочинительстве, зачастую оказывается не принятой взрослыми.

Маленькому ребенку очень трудно научиться отличать фантазию от реальности, но он самостоятельно должен получить «полную свободу». Как показала практика, резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий, приносит ребенку и родителям только вред, вызывает поведение протеста, эмоциональные нарушения. Ребенок нуждается в речевом творчестве, если при этом он чувствует себя творцом, он получает от этого удовлетворение, положительный всплеск эмоций.

Развитию речевого творчества у дошкольников способствует обучение приёмам составления загадок. Сочинение загадок - данный вид творчества доступен для детей в более раннем возрасте. Учим детей понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты. Сочинения загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи дошкольников, обогащает словарь детей за счет многозначности слов. При составлении загадок детьми используются следующие приемы: сравнения, дробления, объединения, противоположные свойства предметов и действия.

Обучая детей приемам составления загадок, мы решаем множество задач развития детей: от систематизации свойств предметов и явлений, до построения моделей ассоциативного мышления.

В практической деятельности используем прием дробления. Например, придумываем с детьми загадку о велосипеде, следовательно', чтобы нам её сочинить потребуется этот предмет, который необходимо мысленно разобрать на части, а литературно это выглядит так: «2 колеса, 2 педали, руль, цепь, рама». Затем совместными усилиями сочиняем свою загадку о велосипеде. Очень интересны загадки с использованием приема перевоплощения. В данном случае ребенок сам становится загаданным предметом и перечисляет все функции, которые воплощает данный предмет. Например: «Я круглый, легко поймаешь ты меня, я умею прыгать, летать могу с тобой в футбол играть!». Дети отгадывают загадку, это - мяч. Загадки с использованием приема противоречия выглядят следующим образом: «Колючий, но не ёж, зеленый, но не елка » (Кактус).

И если педагог предлагает загадку для перехода к сочинительству, то тем самым он создает возможность использовать ее в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развития фантазии, творчества.

Со сказкой мы работаем следующим образом: вначале выразительно читаем, обращаем внимание  на все языковые средства, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки.

Сказка для ребенка - не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, раздвигающая для него рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма их изображения доступна пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинно «взрослым». С помощью сказки дети познают основы нравственности, а взрослые обнаруживают порой неожиданное воздействие на ребенка.

Развитие речевого творчества включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, находить связи и зависимости.

В ходе педагогической работы была разработана результативная система развития речевого творчества через приобщение дошкольников к художественной литературе, основанная на методах и приёмах ТРИЗ.

Для того, чтобы развить речевое творчество, умение фантазировать, предлагали дошкольникам составлять сказки, рассказы, используя элементы ТРИЗ. Чем успешнее шел процесс освоения детьми тризовских приемов, тем качественнее протекал познавательный процесс, игры детей становились творчески более интересными, сюжетно - разноплановыми.

В процессе занятий, игр с детьми прививали им навыки чувства к творчеству, сочинительству, рождению нового. Учили детей оригинально, непривычно воспринимать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и так далее. Для этого использовали нетрадиционные методы и приёмы работы со сказкой: «Салат из сказок», «Сказка, рассказанная с конца», «Что было потом?», «Сказки из пословиц», «Сказка из волшебной коробочки», «Введение в название сказки нового объекта», «Сказка от смешного стишка», «Небылицы», «Коллаж из сказок», «Сказки из считалки», «Сказки из потешки» и т.д.

Большое удовольствие воспитанники получали, сочиняя сказки от Л.Б. Фесюковой, которые мы применяли в художественно-продуктивной деятельности: «Я герой сказки», «Сказки от живых капель», «Сказки о чудищах», «Рассказ о себе самом», «Сказки из мусора».

Предлагаем детям пофантазировать и представить, что произойдет, если одним из героев станет он сам или герои придут к нему в гости. В данном случае использовался прием «совместное обдумывание». Так как, он необходим для активизации мышления и сложных форм речи детей. Сначала мы задавали вопрос, «Как помочь Красной шапочке?», далее «Как бы вы поступили, что бы сделали, если бы оказались на ее месте?». Принимались любые ответы детей, совместно отбирались наиболее интересные и необычные.

Отвечая на вопросы, дети составляли самые разнообразные предложения, сложносочиненные предложения становились сложноподчиненными. Высказывания детей активизировались
тогда, когда ребенок относился к событиям небезразлично: стремился участвовать в них, высказывал свое отношение к сказочным героям и т.п.

Применяя метод «введения в названия сказки нового объекта», мы использовали кольца Луллия. Это методическое пособие было изготовлено следующим образом: на одном из дисков располагаем персонажей уже знакомой сказки, а на следующем диске предметы. Они могут быть следующие: ковер-самолет, сапоги-скороходы, мобильный телефон, вертолет, газовый баллончик, грузовик и другие. Вращая круги, сопоставляя картинки, придумываем новые, необычные сказки. Таким образом, нам удалось придумать сказки: «Красная шапочка и мобильный телефон», «Волк, семеро козлят и шапка-невидимка» и другие.

Эффективным  в обучении сочинительству является метод «сказка из волшебной коробочки». Берется обычная коробка можно из-под обуви, красочно обклеивается и украшается аппликацией, затем кладутся в нее карточки со словами, различные бусинки, персонажи известных сказок, различные предметы. Затем предлагаем детям сочинить сказку,  вплетая поочередно предметы из волшебной коробочки.

Работа над словотворчеством способствует более интенсивному развитию связной речи дошкольников.

  Библиографический список:

1.Ушакова О.С. т другие Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения- М.,

2002)

                2.Ворошина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошколь- ного возраста. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...

Методическая разработка: "Развитие речевого творчества у дошкольников"

В статье описаны методы и приемы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, представлен материал на основе которого детям предоставлена возможность придумывать считалки, загадки, потешки,...