Речевые упражнения для старших дошкольников
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Глушаченко Анна Викторовна

Артикуляционная,  дыхательная, голосовая гимнастика, скороговорки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

        Улыбочка: улыбнуться, показать зубы и удерживать губы в улыбке под счет от 5 до 10 раз.

        Трубочка: вытянуть сомкнутые губы вперед, удерживать под счет до 10 раз.

        Лопатка: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 5 до 10 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

        Массаж языка: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхней губой похлопываем по языку: пя-пя-пя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Затем верхними зубами покусываем широкий язык: тя-тя-тя. Выполнять под счет от 10 – 15 раз. Боковые края должны касаться углов рта, губы не растягивать сильно в улыбку, чтобы не было напряжения.

        Иголка: улыбнуться, рот широко открыть, язык выдвинуть вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать позу под счет до 10 раз. Язык не должен быть зажать губами, зубами, опускаться к подбородку.

        Часики: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка укрепить за нижними зубами и не отрывать его от зубов, удерживать позу под счет до 10 раз.

        Горка: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка укрепить за нижними зубами и не отрывать его от зубов, удерживать позу под счет до 10 раз.

        Киска сердится: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку, когда сердиться

        Парус: улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

        Почистим зубки: улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем также почистить верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Выполнять под счет от 10 – 15 раз.

Дыхательная гимнастика.

        «Поклонение солнцу».

        Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, пуки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:

        - вдох – руки и голову поднять вверх;

        - выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;

        - вдох – левую ногу отставить назад, голову поднять вверх;

        - выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;

        - вдох – выдох – повторить то же самое с правой ноги;

        - вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;

        - выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

        Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально-быстрого, затем следует успокоить дыхание.

        «Арлекин».

        Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закрепленном плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

        «Подражание».

        Ребятам предлагается звуками изображать одушевленные и неодушевлённые объекты. Например: собачка рычит – РРРРРР, жук жужжит – ЖЖЖЖЖ, качаем насос – С-С-С, шар сдувается – Ш Ш Ш, заводим машину – ДЫР-ДЫР-ДЫР и т.д. Звуки сопровождаются соответствующим показом действия.

        «Выращивание цветка».

        Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающая кисть руки.

Голосовая гимнастика.

        Упражнение «Стон».

        Вообразить, что слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и издаётся звук «М» тихий стон. Но не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон – свободный, тянущийся, монотонный.

        Подключить к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм…

        Произнести гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона (на М).

        А теперь произнести во время «стона» слоги с согласными «Б» или «Д»: БамммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм…ДанннДОнннДУиннДЭиниДИнннДЫннн…

        Это напоминает звон колоколов: удар – бом! И отзвук – ммм… удар – дон! и резонанс – ннн… Вот и звоните в колокола: БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!.. ДИньнь-ДОинн! ДИиьнь-ДОннн! ДИньнь-ДОннн!

        Упражнение «Две собаки».

        Первая: Это кость моя. Отдай!

        Вторая: Ты за это мне полай. Голос!

        Первая: Аф!

        Вторая: Голос!

        Первая: Аф!

        Вторая: Кость твоя, мой друг, Гав-гав.

        Целевая установка: тренировка опоры звука.

        Упражнение «Команды». Голосовая отработка команды: «Налее-вО!», «Напрааа-вО!», «Крууу-гОм!», «Шагооом-Арш!», «РАз-два!» рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!..

Скороговорки.

Сев в такси, спросила такса:

за проезд какая такса?

А таксист ответил так:

возим такс мы просто так.

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу.

Коза лозу не лежи - накажу!

Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!"

Попугаю в ответ попугай: "попугай, попробуй, попугай!"

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"

Пекарь Петр пек пироги.

Сыворотка из-под простокваши.

Проворонила ворона вороненка.

Около кола колокола.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.

Рима рано чистит рану, рядом Рома моет раму.

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.

Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

От топота копыт пыль по полю летит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

Консультация для воспитателей "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников"

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ понять необходимость  систематического, планомерного использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками....

Перспективное планирование релаксационных упражнений для старших дошкольников (5 – 6 лет)

Перспективное планирование релаксационных упражнений  рекомендуется размещать в перспективном годовом планировании....

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ понять необходимость  систематического, планомерного использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками...

Перспективное планирование релаксационных упражнений для старших дошкольников (5 – 6 лет)

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произволь...

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от эт...

Использование лексики военно-патриотического содержания в речевых играх и упражнениях со старшими дошкольниками

Патриотизм - это не врождённое чувство, не биологическое свойство человека. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе...