Главные вкладки

    Консультация по развитию речи (младшая группа) на тему:
    Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

    Клюкач Светлана Викторовна

    Консультация для родителей "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi_detey_3-4g.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи детей второй младшей группы

    Консультация для родителей

            Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

            Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.                 

            Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

            Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

    Развивая связную речь, следует учить детей:

    • Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
    • Задавать вопросы;
    • Активно включаться в разговор;
    • Объяснять содержание картины, ситуации;
    • Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.        Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

            Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам  о каких-то интересных событиях.

            Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).        

    Грамматический строй речи заключается в:

    • развитии умения согласовывать слова в предложении;
    •  употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
    •  употреблении прилагательных, глаголов.

    Предлагаемые задания:

    • «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
    • «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
    • «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).

    Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

    • развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
    • поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
    • упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
    • развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
    • развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
    • развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

            И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет."

    В даной консультации представлены особенности развития речи детей 3-4 лет....

    Консультация для родителей: " Речь ребенка 5-6 лет"

    Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, в...

    Консультация для родителей "Речь ребёнка 3-4 лет"

    Консультация для родителей "Речь ребёнка 3-4 лет"...

    Консультация для родителей "Адаптация ребенка 3-4 летк детскому саду"

    Адаптация детей к детскому саду - дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев....

    Консультация для родителей адаптация ребенка 3-4 лет в детском саду

    Консультация   для родителей      «Адаптация ребенка  с 3- 4 лет к детскому саду»Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь ин...

    Консультация для родителей. Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду.

    Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев.  ...