Перспективный план работы кружка «Развивай-ка»
материал по развитию речи на тему

Юлия Яновна Баран

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_razvivay-ka_2017.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребёнка- детский сад

«Аленький цветочек»

            Перспективный план работы

                   кружка «Развивай-ка»

на 2017 - 2018 учебный год

средняя «Б» группа

Воспитатель: Баран Юлия Яновна

Актуальность

Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Маленький ребенок весь окружающий мир познает с интересом маленького гения, неутомимо и жадно. И основная форма этого познания – игра. В процессе игры малыш учится владеть своим телом, получает основные навыки, первые уроки социализации, учится владеть речью и словом.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи.

Цикл образовательной деятельности данного кружка «Развивай-ка» помогает решить важные задачи в образовательных областях коммуникация и познание.

Задачи:

  1. Формировать и активизировать словарный запас позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
  2. Развивать у детей способности выделять разные свойства предметов, группировать их по сходству и различию в других играх.
  3. Продолжать учить детей сравнивать и находить отличия в изображении предметов.
  4. Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности в играх.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы на  4-5 лет

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 15-20  минут).

Занятия проводятся с сентября  по май. Всего 36 занятий.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально

Основная  форма:   игра,  практические  задания

Количество детей: 13

План работы кружка «Развивай-ка»

Сентябрь – диагностика (4 занятия)

Диагностика основана на программе "От рождения до школы" под ред. Веракса Н.Е. Комаровой Т.С, Васильевой М.А..

  1. Рассматривает  сюжетные картинки
  2. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
  3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Высокий -4

Средний – 3

 Низкий - 2

Октябрь

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах, развивать речь.

 Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

2.

Дидактическая игра

 «Приметы осени»

Расширять словарный запас детей, уточнять значение слов, развивать мышление.

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь) .

Дует. (ветер) .

Вянет (трава) .

Желтеют. (листья) .

Опадают (листья) .

Льет (дождь) .

Улетают (птицы) .

Созревают (овощи, фрукты) .

Собирают (урожай) .

3.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,     правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,                               

 Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

 После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты»

4.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать                    прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
 и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:                   «Это яблоко — яблочный сок».

Ноябрь

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Совершенствовать умение дифференцировать,  деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны                   разложить листья на своё дерево

2.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей.

3.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города 

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

4.

Дидактическая игра «Цветок красивых слов для мамы»

Пополнить словарный запас вежливыми словами, научить их употреблять в повседневной  жизни.

Дети по очереди берут цветок из корзинки, и говорят вежливые слова

Декабрь

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Приметы зимы»

Формировать у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, развивать диалогическую речь.

 Дети стоят в кругу. Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети передают палочку и по очереди называют приметы зимы. Кто не назвал примету зимы, отгадывает загадку о зиме. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

2.

Игра «Где снежинки?»

Закрепить знания о различных состояниях воды, развивать память, познавательную активность.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

3.

Словесная игра « Назови ласково».

Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Зима - зимушка.

Снег - снежок.

Снежинка - снежиночка.

Снеговик - снеговичок.

Ветер - ветерок.

Ком - комочек.

Санки - саночки.

Горка - горочка.

4.

Дидактическая игра «Мы играем»

Уточнить знания детей об играх и забавах в разные времена года

На столе перед каждым ребенком лежат маленькие картинки. Воспитатель или ребенок поднимает картинку с изображением зимы или лета. Дети находят и поднимают картинку с изображением игр, соответствующему сезону. Кто - то из детей рассказывает, как еще можно поиграть зимой или летом.

Январь

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Что сначала что потом»

Закрепить умение  детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством,  составлять небольшие рассказы.

Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

2.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Формировать умение сравнивать два времени года

«Мы с вами будем сравнивать зиму и осень. Я буду начинать предложение, а вы должны будете его продолжить, сравнивая два времени года. Например: "Осенью часто идет дождь, а зимой часто идет снег. Осенью с деревьев опадают листья, а зимой деревья стоят голые".

Воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

"Осенью тепло, а зимой холодно.

Осенью дождливо, а зимой морозно.

Осенью пасмурно, а зимой ясно".

3.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

Формировать умение  определять материал, из которого сделан предмет.

Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

4.

Игра « Кто есть кто?»

Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Каким персонажам сказок принадлежат сказочные имена.

Айболит - доктор. Федора - бабушка. Великан - таракан.

 Мойдодыр - умывальник. Цокотуха - муха. Каракула - акула.

Бармалей - разбойник. Тотоша и Кокоша - крокодильчики.

- Вспомним, кто так сказал:

- Не кричи и не рычи мы и сами усачи, можем мы и сами шевелить усами. /Раки.

- Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята хрюкать./ Котята.

Февраль

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Игра «Чудесный мешочек».

Закрепить знания у детей, о зимующих птицах, развивать познавательный интерес.

 В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для птиц, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

2.

Дидактическая игра "Разные вопросы"

Формирование грамматических основ русского языка.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке).
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).

3.

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Формировать умение детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

4.

Загадки о зиме

Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки

Загадки о зиме

Март

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Приметы весны»

Закрепить  представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Воспитатель  предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.

2.

Дидактическая игра «Подбери головной убор к сарафану»

Формировать умение  различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к русскому народному костюму

Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник и др.)

3.

Дидактическая игра

«Из какой сказки персонаж?»

Продолжить знакомить детей с персонажами из сказок

Воспитатель показывает Петрушку. Он пришёл к детям в гости и принёс красивый мешочек. Заинтересовывает детей в том, чтобы они отгадали, что в мешке (Можно взять красочную коробку). Чтобы мешочек открылся, надо сказать волшебные слова. Потом дети по очереди достают из мешка персонажей из сказок.  

4.

Дидактическая игра «Лисьи прятки?»

Упражнять детей в употреблении предлога «за» (за дерево, за дом, за пень и т.д.).

Воспитатель берёт лис разной величины, на столе устанавливается игрушечный лес из отдельных деревьев, избушка, пенёк, маленькие игрушечные лисята.

    Организуется игра: лисята прячутся за избушку, за деревья, за пень. Лиса ищет их. Воспитатель, закрепляя предлоги, обращается к детям:

Куда спрячем этого лисенка? (За домик, за избушку, за пенёк).

После совместного выбора, кто и куда спрячет определенного по цвету лисёнка, задаём вопросы:

Куда Саша спрятал лисёнка рыжего? и т. д.

Апрель

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Знаю ли я части своего тела?»

Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

Предлагает детям показать на себе те части тела, которые он назовет или  молча дотрагивается до каких-либо частей тела, дети должны их назвать.

Определение количества частей тела: глаз (два глаза), ухо (два уха), нога (две ноги), нос, губа, затылок. Для чего они нужны.

2.

Игра «Светофор».

Уточнить знания детей о сигналах светофора.

Дети встают возле стульчиков. В руках у воспитательницы три кружка. Один кружок желтого цвета, другой - зеленого цвета, третий кружок красного цвета. Воспитательница объясняет правила: если она поднимает красный кружок, то все дети должны стоять на месте, если  показывает желтый кружок, все должны хлопать, если же зеленый, то дети должны маршировать на месте.

3.

Словесно-дидактическая игра

 «Сравни разных зверят»

Формировать умение сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

4.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо!»

Формировать умение  детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного  на них:  полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

Май - диагностика

Название занятий

Цель

Ход игры

1.

Дидактическая игра «Опасно- не опасно»

Формировать умение  детей  отличать опасные жизненные ситуации от  не опасных, закреплять знание правил безопасного поведения, воспитывать чувство взаимопомощи

Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости  от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

2.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик»

Определить  уровень нравственного развития группы.

Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

         В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю  фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

3.

Игра «Путаница»

Развивать  речь, внимание, логическое мышление.

Давайте, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а вы постарайтесь его распутать".
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама жеребёнка

4.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья!».

Закрепить знания детей по теме: «Азбука безопасности на дороге».

Воспитатель:   Давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»!

Правила игры: Если вы поступаете, так как жители улицы Дружбы, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы так не поступаете, то молчите.

Воспитатель: Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель. Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель. Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

Дети молчат.

Воспитатель. Знает кто, что свет зеленый означает:

По дороге каждый смело пусть шагает.

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель. Кто водителю вопросами надоедает,

От бдительности на дороге отвлекает?

Дети молчат.

Воспитатель. Ответит кто без промедления,

Что желтый свет – предупреждение?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель. Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Дети молчат.

Воспитатель. Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик?

Дети молчат.

Воспитатель. Кто ГИБДД помогает.

За порядком наблюдает?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!


Уровень развития ребенка

средняя «Б» группа     2017-2018 учебный год.

№ п/п

ФИ ребенка

Рассматривает  сюжетные картинки

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Первичная

Итоговая

Первичная

Итоговая

Первичная

Итоговая

1.

Амирханов Газимха

2

3

2

2.

Агаев Садиг

3

2

2

3.

Евсеева Маша

3

3

3

4.

Ершов Паша

3

4

4

5.

Жаркова Алёна

3

3

3

6.

Зеленин Рафаил

4

4

4

7.

Иванова Таисия

3

3

3

8.

Иванова София

3

3

3

9.

Каракотова Юля

3

4

4

10

Курбанова Карина

2

2

2

11

Лесникова Саша

3

3

3

12

Маслак Кира

3

2

2

13

Мосиенко Валера

2

2

2

Высокий -4

Средний – 3

 Низкий - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

перспективный план работы кружка римики "Каприз"

Перспективный план работы кружка ритмики "Каприз" представляет программу кружковой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Перспективный план работы кружка "Дымковская игрушка"

План работы кружка по ознакомлению детей с дымковской игрушкой...

Перспективный план работы кружка

Развитие способностей детей средствами театрального искусства...