диагностика развития речи (образность)
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

Шабардина Наталья Геннадьевна

Различные диагностики развития речи детей очень мало отображают образность речи. Я предлагаю вашему вниманию  диагностику В. Н. Макаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagn_makarovoy.odt22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития речи, предложенная В. Н. Макаровой

Задание 1

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к словам, предъявляемым в контексте.

1. В.: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

  1. Принцесса красивая, а Баба Яга ….(страшная, безобразная)
  2. Ночью темно, а днем...(светло)
  3. Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то...(грустит, огорчается, плачет)
  4. Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит...(быстро)
  5. Торт сладкий, а лимон...(кислый).

2. Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

В.: Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Андрюша! Алеша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!» Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!» А мама их называла «малыши». Она говорила»Малыши, пора вставать! Уже утро!»

А как бы вы обратились к ним?

  1. Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную. Как по другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (дом)
  2. Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.

Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (плачет)

  1. Медведь гнал -гнал Лису из домика Зайчика не выгнал. Собаки

гнали-гнали Лису из домика Зайчика не выгнали. А Петушок выгнал развеселился Зайчик.

Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (обрадовался, рассмеялся)

За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный- 0 баллов.

Высокий уровень

Ребенок набирает 6-9 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4-5 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0-3 балла.

Задание 2.

Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка

В.: Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. Что ты хочешь рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке)? Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Приключения рыжего бельчонка» (если ребенок хочет рассказать сказку) или «Мое любимое домашнее животное» (рассказ).

При анализе монологов оценивается умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:

  1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром.
  2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.
  3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.
  4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).
  5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для

раскрытия образов, сюжета.

  1. Использование грамматических средств выразительности.
  2. Использование интонационных средств выразительности.
  3. Самостоятельность в составлении монолога.

Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

-умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;

  1. умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;
  2. разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;
  3. высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и конец);
  4. самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х);
  5. при составлении высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны.
  6. Высказывание интонационно выразительно оформлено.
  7. Составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

*жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с

учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

*придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;

*при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;

*наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки);

*использует одно - два лексических средства выразительности самостоятельно или при помощи взрослого;

*в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

*речь не всегда интонационно выразительна;

*составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).

Ребенок получает 0 баллов, если:

*не умеет определять жанр  высказывания;

*не умеет определить тему, дать название высказыванию;

*нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;

*высказывание состоит из нескольких предложений;

*не использует лексические средства выразительности;

*наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;

*речь интонационно не выразительна, монотонна;

*постоянно требуется помощь взрослого, образец подсказка.

Высокий уровень

Ребенок набирает 12-16 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 7-11 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0-6 баллов.

Задание 3

Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

*Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).

*Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками) в зависимости от ситуации.

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускаются ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет их редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика Развития речи по программе Васильевой

Дана диагностика развития речи по всем возрастам для воспитателей, работающих по Программе воспитания и обучения под ред. Васильевой М.А....

Диагностика "Развитие речи по программе Радуга"

Диагностика "Развитие речи по программе Радуга"...

Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста

СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...

Ранняя диагностика развития речи детей.

Наиболее типичные формы отклонений:1.      неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно г...

Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей раннего возраста.

В презентации собран материал для диагностики речевого развития детей 2 - 4 лет. Материал представлен в виде игр по сказке "Колобок"....

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной....