Связь речи с восприятием, мышлением, памятью и воображением.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Рыбак Любовь Алексеевна

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь речи с восприятием, мышлением, памятью и воображением.

      Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого общения никогда не заговорит. Необходима речевая среда и потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.  

     Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью, в этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета происходит интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

     На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Это в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывающей у него радость, удивление. До 1 года 6 месяцев фразовая речь у ребенка отсутствует.

      К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов; использование лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок действует постоянно; отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

      Потребность ребенка третьего года жизни в общении с взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?».  Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» и т.п.

     На третьем году жизни происходит интенсивное  накопление словаря, увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. Ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка. В общении со взрослыми малыш все реже  и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

     Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В этом возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

     На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Речь детей в основном носит ситуативный характер. Она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор заставляет малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Инициатива в общении чаще происходит от ребенка.

      К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, но речь чаще всего имеет ситуативный характер. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры.

      К концу шестого года жизни ребенок достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

      На седьмом году жизни словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему.

       Процесс овладения речью не заканчивается  для ребенка в дошкольном возрасте. Дальнейшее развитие речи будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

     Для успешного овладении речью ребенку необходимо общение со взрослым, понимание им (взрослым) задач воспитания и обучения. Большое значение играет диалог. Диалог рассматривается не как композиционная форма речи, но как вид речевого общения , в котором проявляются и существуют межличностные отношения, как содержательное общение, направленное на познание и самопознание.

     Дошкольные годы – особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей с помощью умного понимающего взрослого.

     В результате можно определить понятие «речь» и как неотъемлемые ее части «язык» и «знаковая система».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.Методика «Нелепицы»Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окру...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, для детей 3-7 лет

Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир.  Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные пережива...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи...

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и речиРисование на спине (для детей с 4 лет)Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.Дети...

Презентация "Развитие логического мышления, памяти, воображения, речи у детей 5-7 лет посредством загадок"

Цель: Проанализировать развитие логического мышления, памяти, воображения, речи у детей 5-7 лет посредством загадок....