Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Яцкина Нина Михайловна

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yatskina_n.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста»

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б. М. Теплов 1

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. В театрализованных играх деятельность тесно интегрирует во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО. Эмоциональность, разнообразие тематики и сценических средств игр дают возможность их использования в целях всестороннего развития современного дошкольника.

Театрализованная деятельность помогает решать многие актуальные проблемы в развитии детей дошкольного возраста:

  • Формирование правильного эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения.
  • Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Формирование нравственных качеств.
  • Приобщение к национальной культуре.
  • Духовное обогащение.

Д ля начала выясним, что же такое «ТЕАТР»?

На страницах Современного толкового словаря русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой «ТЕАТР» это:

Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления.

Подмостки, сцена (устар.)

Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраиваются представления 4) Учреждение, организация, осуществляющая сценические представления и имеющая все необходимое для этого.

Представление, спектакль.

Совокупность драматических произведений одного автора (перен.)

Место, где происходят военные действия, развертываются какие-либо значительные события.

Мы будем использовать слово «ТЕАТР» в первом его значении, то есть «Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни достигается средствами сценического представления».

Уже сейчас можно сделать вывод, что театральные постановки, как и театр в целом, помогают в развитии у малышей такого чувства, как эмпатия. А это важнейшая способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Более того, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что и литературное произведение, и сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие).

Основные задачи использования театрализованных игр:

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.

Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра.

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.

Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Игра это наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от его личного опыта: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

С ледовательно, подготовленность и участие в театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание детьми художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности дошкольника не только потому, что в ней развиваются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребёнка, его сознание. Он учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций. Особую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют готовый литературный материал. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Это способствует совершенствованию умственного развития и, тесно связанному с ним, совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. 4

У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй: ребёнок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Формы организации театрализованной деятельности

  • Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей: театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
  • Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность: театрализованные игра в повседневной жизни по желанию и выбору детей, рисование масок, персонажей, декораций.
  • Мини-игры с элементами театрализации, с использованием персонажей в ООД.
  • Посещение театров с родителями.
  • Мини-сценки с куклами в ходе решения познавательных задач.

Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: дети, педагоги, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Ведь ребёнок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр один из самых доступных видов искусства для детей. Театрализованная игра одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус. Театрализованная игра, как один из видов игр, является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения, и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать застенчивость, неуверенность в себе.

Педагоги используют в работе театрализованную деятельность, в основном, для развития творческого потенциала детей. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из всех образовательных областей, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием дошкольника, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованной образовательной деятельности.

Чему способствует театральная деятельность в детском саду?

  • Раскрепощению ребёнка.
  • Вовлечению в деятельность.
  • Самостоятельному творчеству.
  • Развитию всех психических процессов.
  • Самопознанию, самовыражению.
  • Успешной социализации ребёнка.
  • Осознанию чувства удовлетворенности, радости, значимости.

Цели и задачи образовательных областей

Образовательные области Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Задачи Формирование положительных взаимоотношений. Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами в социуме. Развитие эмоциональной сферы. Формирование разносторонних представлений об окружающем мире. Наблюдение за явлениями и объектам природы. Развитие психических процессов. Формирование умения планировать свои действия для достижения результата. Содействие развитию монологической и диалогической речи детей. Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов. Овладение выразительными средствами речи. Совершенствование артистических навыков и исполнительских умений детей в процессе воплощения образа. Развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа. Оказание поддержки становлению музыкальнодвигательной импровизации в этюдах. Формирование выразительного исполнения основных видов движений.

Пути решения задач в рамках театрализованной деятельности

  • Знакомство с разными видами театров.
  • Знакомство с текстом художественного произведения.
  • Разучивание ролей, песен, танцев в рамках сценария.
  • Освоение выразительных средств передачи образа.
  • Изготовление макетов, атрибутов, декораций.
  • Подготовка детской театральной постановки.
  • Отчётный показ детского спектакля.

Виды театров в дошкольном учреждении

Классификаций театров много. Но мы в качестве основной будем использовать классификацию Л.В. Куцаковой, С.И. Мерзляковой. Они выделяют такие типы театров:

  • Настольный кукольный театр (на плоской картине, магнитный настольный, конусный, театр игрушки).
  • Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стенд-книжка).
  • Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый или перчаточный).
  • Верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые).
  • Напольные куклы (марионетки, конусный театр).
  • Театр живой куклы и театр актера (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок).

Как познакомить детей с театром

Знакомство детей с театральной куклой бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники это создает радостную атмосферу. Затем можно предложить детям игры-имитации. Начиная со второй младшей группы, и детей среднего дошкольного возраста последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие. В этом возрасте прививают элементарные навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера

Содержание и формы работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека и животных.
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
  • Игра-импровизация под музыку.
  • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
  • Ролевой диалог героев сказок.
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных.

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам. 8

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребёнок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. В старшем дошкольном возрасте кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Содержание и формы работы следующие:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
  • Игры-драматизации.
  • Упражнения для социально-эмоционального развития детей.
  • Коррекционно-развивающие игры.
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры-превращения и образные упражнения.
  • Упражнения на развитие пластики.
  • Ритмические минутки (логоритмика).
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы.
  • Театральные этюды.
  • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.
  • Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомство с театральным реквизитом: со сценическим костюмом, декорациями, атрибутами т.д.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности является эффективное взаимодействие педагогов с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребёнку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно сходить в театр, послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Литература

1. М .Ю . Маханева Организация театрализованной деятельности в детском саду  

2. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду под редакцией Н.А. Ветлугиной         М.: Просвещение,

3. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» СПб,

4. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду» М.: Просвещение,

5. Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» М.: Дрофа, 2009 Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/11/organizatsiyateatralizovannoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu

http://xreferat.com/71/994-1-teatralizaciya-v-detskom-sadu.html

http://festival.1september.ru/articles/587928/

http://vmeste.opredelim.com/docs/28900/index-101296.html

http://book.tr200.net/v.php?id=908645

http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/teatralizovannyeigry-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» - консультация для родителей.  ...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она ...

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...