конспект занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Пересказ рассказа "Пришла весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1150 «ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.К.РОКОССОВСКОГО»

КОНСПЕКТ

По развитию речи

«Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)»

Средняя группа

Подготовила и провела

Воспитатель Милюкова Т.А.

2014

Цель:

     Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

  1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  2. Учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
  3. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  4. Развивать у детей конструктивный праксис, мелкую моторику.

Методические приемы:

     Чтение произведения, беседа, пересказ; дидактическая игра «Собери лодочку», игра с мячом «Назови ласково»; рассматривание иллюстрации; чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.

Оборудование:

     Демонстрационная картина с изображением весны, сюжетные картинки, схемы, мяч, мягкая игрушка (заяц), сундучок, разрезная картина «Лодочка» (по количеству детей), кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, лодочки-оригами (по количеству детей).

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
  • Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.
  • Наблюдения в природе.

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

Дощечки

Дощечка, лодочка

Глаголы

Пустили, потекла

Пустили, потекла

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение. Про какое время года в нём говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.                              (И.Токмакова)

  1. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа.

Сюрпризный момент.

- Ребята, посмотрите и скажите, кто к нам в гости пришёл? (Зайчик).

- Что он принёс с собой?  (Показывает детям сундучок)

- Давайте посмотрим, что в нём лежит? (Педагог открывает сундучок и достаёт картину, на которой изображена весна).

- Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна).

(Если дети затрудняются, то педагог помогает наводящими вопросами).

  1. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания. Во время чтения рассказа педагог выставляет сюжетные картинки.

       

          Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

  1. Словарная работа.

- Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по-другому?                         (Наступила весна).

- А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева; это полоски дерева).

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую.

Демонстрация.

Далее объяснение глагольной лексики путём демонстрации действия.

Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».

Глагол «потекла». Берётся небольшая ёмкость под наклоном и в неё выливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.

Глагол «пустить». Берётся лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время педагог говорит, что вот так дети пускали лодочки.

  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

                Дети отвечают полным предложением.

- Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

- Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла.)

- Что делали дети? (Дети бежали.)

- Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)

  1. Дидактическая игра «Собери лодочку».  Развитие зрительного гинозиса и конструктивного праксиса.

     Педагог собирает лодочку из трёх частей на большом панно, а дети – на маленьких индивидуальных панно маленькие лодочки.

  1. Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Ребята, давайте  мы с вами поиграем в игру с мячом «Назови ласково».

    Лексический материал:

Доска – дощечки,                           вода – водичка,

Лодка – лодочки,                           лужа – лужица,

Ветер – ветерок,                             солнце – солнышко.

  1. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.

- Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Помогут мне схемы.

              Педагог во время чтения выставляет схемы.

   

  1. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

           Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна.

          Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.

  1. Итог.

- С каким произведением мы сегодня познакомились? (С произведением «Пришла весна».)

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой.)

- Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил для вас сюрприз.

      (Педагог показывает детям лодочки, сделанные оригами, и предлагает их пустить по воде на прогулке.)

Закрепление изученного материала вне занятия.

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки – плана рассказа.
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
  • Повторить упражнение «Назови ласково».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....